Mongol

Аул-призрак Хасаут
Mongol
frantsouzov

Сгорел аул – и слух об нем исчез;
Его сыны рассыпаны в чужбине.
Лишь иногда в туманный день черкес
Об нем, вздохнув, рассказывает ныне…

1. Утро нового дня. По крутым серпантинам направляемся из Кисловодска в сторону Эльбруса.

2. Проезжаем небольшой водопад в горах.

3. Справа - скала, слева - река. Дорога в лучших кавказских традициях.

4. С гор в ущелье спустилась дымка. А самим горам не видно конца и края.

5. Атмосферу сложно передать словами.

6. Аул Хасаут расположен в уютном ущелье под Эльбрусом, на высоте 1880 м, возле одноименной реки.

7. Первые поселенцы появились здесь в 1598 году. Однако, исследования советских археологов доказали, что находки у Хасаута и прилегающих горных пещер свидетельствуют о том, что здесь проходили торговцы, следовавшие по Великому Шелковому пути.

8. С конца XVII века начинается связанная история. По различным данным, Хасаут трижды приходил в полный упадок.

9. Причиной служили то эпидемии болезней, то стихийные бедствия.

10. Первоначально Хасаут располагался ниже по ущелью, где-то в устье речки Лахраны. Первая эпидемия чумы, которая почти полностью уничтожила селение, случилась в 1706 году, следующая эпидемия вспыхнула в 1760 году, затем в 1790 году. Последняя - в самом начале 19 века.

11. Спасаясь от мора, жители аула покинули родные места. После последней эпидемии чумы, аул обосновался выше - на том месте, где стоит и сейчас.

Снимок сделан путешественником-англичанином в начале ХХ века. Видна аульная мечеть, построенная при участии старшин из Балкарии. Перед мечетью - знаменитое Хасаутское медресе, крупный центр просвещения Карачая и Балкарии.

12. В XIX веке Хасаут стал популярен среди представителей русской интеллигенции, военных, деятелей культуры и др. 14 июля 1829 года в ауле остановилась первая экспедиция Российской Академии наук, под руководством генерала Георгия Емануеля.

13. Исторические факты свидетельствуют, что в 11 часов 10 июля 1829 года впервые было осуществлено восхождение на восточную вершину двуглавого Эльбруса приглашенным в экспедицию вольным кабардинцем Киларом Хашировым.

14. Экспедицию сопровождал 650 солдат охраны с артиллерией и отряд линейных казаков из 30 человек, а также видные ученые. Расходы экспедиции, выделенные из государственной казны и Российской академией наук, составили около 30 тысяч рублей серебром.

15. В 1869 году население Хасаута составляло 109 семей. В последующие годы аул рос быстрыми темпами. Так в 1890 году здесь проживало 400 семей, а к 1926 году – 600 семей с населением 1245 человек.

16. В былые дни Хасаут славился овцеводством и коневодством, здесь было выведено две породы лошадей.

17. Остатки одного из двухэтажных зданий.

18. Где-то рядом располагалось мусульманское кладбище с хорошо сохранившимися надгробиями, но нам его найти не удалось.

19. Центр аула. Несмотря на то, что дома выглядят обитаемыми, нам не встретилось ни одной живой души.

20. Один из хорошо сохранившихся домов с верандой.

21. А вокруг гуляет да скрипит оконными ставнями ветер...

22. Проходим дальше.

Старая фотография аула, найденная в сети.

23. Селение значительно пострадало в период депортации карачаевского народа. Лежит в руинах некогда прекрасная каменная Хасаутская мечеть, построенная в конце 17 - вначале 18 века мастерами из Дагестана, которые точили вручную каждый камень и за каждый отточенный камень сельчане заплатили по одному барану. От былой красоты остался лишь фундамент и остатки мощных стен с наружной резьбой.

24. Непонятная техника возле одного из домов.

25. Загон для скота.

26. Остатки построек.

27. Неспешно гуляем по несуществующим улицам...

28. ...Несуществующего города.

29. Находим одинокую корову, пасущуюся "внутри" какого-то дома.

30. Ущелье реки Хасаут.

31. И - вынос мозга - новенький таксофон Ростелекома со спутниковой связью в самом центре аула!

32. Горный пик в дымке.

33. Объезжаем аул вокруг и пересекаем небольшую речку. Встреченные мужики говорят, что дальше мы не проедем.

34. Но все-таки решаем попробовать. Нам туда, на дальнюю гору. Судя по карте, там начинается плато Бермамыт.

Итак, еще примерно четыре километра козьих троп вверх, два замерзших ручья, на одном из которых во время переезда нас внезапно начало сильно стягивать вбок - грязевая резина и лед явно не созданы друг для друга. К счастью, ручей был совсем короткий, и Дэф по инерции успел зацепиться за противоположный берег передними колесами - иначе финал был бы печальным.

Ну а дальше...

35. ...А дальше - последние 300 метров очень крутого подъема вон до той опоры ЛЭП. Ерунда, скажете вы? :)

36. Я решил разведать пешком. Вон там внизу стоит мааахонький Дэф. Дорога состоит из множества камней, по которым не то что ехать - идти тяжело.
Примерно посередине пути виднеется упавший на дорогу кусок скалы. Объезжая его, правые колеса проходят в сантиметрах от обрыва.
Ну и самое веселое - это "ступенька" возле каменной плиты высотой почти полметра, возле которой подсыпаны камни и на которую нам надо будет заехать...

37. Ну а после этого еще пару сотен метров такой дороги вдоль обрыва, еще один замерзший ручей - и мы на плато.
Думаем, что делать. Обратно вниз - далеко и страшно, вверх - еще страшнее…
Была - не была, включаю пониженную, блокирую дифференциал - и метр за метром начинаем медленный подъем наверх. Молился не только я, но и пассажиры! :)

38. К чести Дефендера, он все же вытянул нас наверх, на плато, в мир, полный красок! :)

39. Ну и еще несколько картинок с того дня. Горящая трава на склонах.

40. Каменные столбы.

41. Дорога на плато Бермамыт.

42. Хасаутское ущелье.

43. Эльбрус вдалеке. Ну разве в нашей стране мало прекрасных мест?

Точки съемки
Ссылка на карту, там можно посмотреть, где были сделаны фотографии.

При написании использовался текст с сайтов:
cavalerist.ru

Кавказ 2011
Сводный пост

Posts from This Journal by “2011 Кавказ” Tag

• Поездка в Домбай

Домбай — известный российский центр зимнего спорта. Он расположен на высоте 1650 м в межгорной котловине (Домбайская поляна) у северного подножья…

• Обсерватория БТА и закат на Гум-Баши

Осмотрев Аланский храмовый комплекс, мы отправились в горы с целью посмотреть обсерваторию, куда хотели добраться последние пару лет. 1.…

• Аланский храмовый комплекс

Когда-то, в далекие времена, в этих краях находилось государство, называемое Алания. А сверхдержава того времени, Византия, распространяла сюда…

• Забытые горные храмы

Поездка к древнейшим христианским храмам на территории России. Утро не задалось… Садясь в Дэф на стоянке, зацепил локтем стеклянную бутылку с…

• Поездка к Эльбрусу

Очередной день экспедиции. Проснулись рано утром, выехали из города и отправились прямиком к Горе… 1. Начало пути. Сперва эти подъемы и спуски…

• Горная крепость и плато Бермамыт

На третий день путешествия мы отправились в соседнюю Карачаево-Черкесскую республику с целью посмотреть пару интересных мест и подняться на плато,…

• Из Лета в Зиму

Второй день, пожалуй, был самым необычным за всю нашу экспедицию. Так как я, хотя родился и вырос в Кисловодске, подобного никогда не видел… 1.…

• Кисловодск - Приезд и город в облаках

Начинаю рассказ о нашей октябрьской экспедиции на Кавказ. Вступительная часть будет посвящена дороге в город моего детства - Кисловодск, а также…

• Кавказ 2011

Кавказ… Удивительное место! Всего 1600 километров от Москвы - а возникает ощущение, что попал в другой мир, ведь все здесь по-другому... Здесь…

С ума сойти как красиво!

Ага, места необычные там!

чего-то у тебя с цветами на фотографиях хасаута какая-то фигня.

жаль, что никого не встретили из местных, поговорить бы с ними подробнее, а то мы только узнали, что это немцы разрушили все во время войны и все.

про обработку двачую.
и ядрёное виньетирование очень спорный эффект для пейзажных фото.

Плато - просто космос!

А непонятная техника, вроде, похожа на вполне обычную навесную косилку для трактора.

Наверное, она и есть. Выглядела соответствующе заброшенным местам! :)

обработка интересная)

Ага, под настроение. Плюс там дымка была весь день, вроде и не туман, а часть фоток как в тумане получились.

Впечатляющее место!

Если телефон висит, то еще недавно в этом селе числился хотя бы один житель.
Таковы условия минсвязи:( Ну и телефон по радиоканалу до вышки работает или работал на момент установки. По спутнику более затратно выходит и тарелочка потребуется огромная.

Ну я в принципе и не писал, что там никого нет, просто нам там никто не встретился. Ну а судя по корове - где-то недалеко должны по идее быть люди.
Насчет радиоканала - спасибо за уточнение!

Коллеги, несогласные с обработкой, гонят. Забань их всех, будь мужиком! Понятно, что автор боролся с пасмурным скучным небом. На мой взгляд удачно, т.к. мне нравится.

ЗЫ: В ауле это фильмы про войну снимать - только в путь походу, готовые декорации.

ЗЗЫ: ...Ну и самое веселое - это "ступенька" возле каменной плиты высотой почти полметра... Ну это даже мне не страшно :) Я на такую же к "бочке смерти" заежжалъ - там еще и обрыв в метре-двух... Правда потом проветривал машину :D

Спасибо! Небо было ясное, но когда гуляли там, с гор слегка опустилась дымка, что придало особую атмосферу поездке. Так что, как и написал, обработка под то настроение.
Насчет готовых декораций - это да. Жаль только, что надгробия не нашли, судя по увиденным фотографиям там есть, на что посмотреть.
Ну а "ступенька" - это было ппц как весело. Лишь с разницей относительно "бочки" обрыв был сразу за правыми колесами, а поднимались мы по каменной насыпи. Камушки порой отскакивали от колес и били по днищу. Если бы машину при заезде на ступеньку понесло назад/вбок - это был бы ппц... В общем, реально самая страшная дорога, по которой мы ездили...

в нашей стране действительно много красивых мест. Спасибо, что показываешь их нам )
А на плато такие краски яркие после коричнево-серых тонов в ауле )

Да, страна у нас огромная! И мы еще столько всего интересного не видели и не знаем... В общем, когда есть свободное время - стараемся наверстывать упущенное! :)

Спасибо! Давненько хотели туда попасть, после Витиной майской экспедиции на Кавказ. Сколько жил в Кисловодске - и даже не подозревал, что подобные места совсем рядом...

(Deleted comment)
Всегда пожалуйста!

Аул-призрак Хасаут

User era111 referenced to your post from Аул-призрак Хасаут saying: [...] в сторону Эльбруса. читаем и смотрим далее здесь:http://frantsouzov.livejournal.com/54246.html [...]

здорово. Такие заброшенные деревни и средней полосе то жутковаты, а в горах совсем стремно по ним гулять. Хотя это все наши надуманные страхи скорее всего.

Я еще пытался с Гум-Башы проехать на Хасаут, но там тоже все капитально засыпало снегом и только от снегохода следы были.

P.S. Кмк в своем журнале каждый имеет право на свое видение цветов и техники обработки :)

Спасибо на добром слове, как говорится! :)
Про Хасаут тебе уже написал в комментариях к твоей записи. Хотя Витя говорит, что они спускались по другой дороге, она потом по устью реки приводит в Хасаут. Если на треке посмотреть, то мы сперва туда сунулись, но потом решили, что не стоит, а зря.

Красиво!
К комменту 15:
"600 семей с населением 1245 человек" - как-то нереалистично, по-моему

Видимо, аул был больше...

Edited at 2012-01-13 08:43 pm (UTC)

был я в этих местах летом в 2009 году... заезжал со стороны кисловодска...правда машинко у меня была другая...ваз 21104...бешеной собаке семь вёрст не крюк как говорят:-))) атмосферу места я считаю очень удачно цветами фото вам удалось передать...там есть старинные захоронения пещерные в горах...чёрные копатели много чего находят там...
ЗЫ местные жители скорее всего были на ближайшей кошаре...живут там постоянно только пастухи...

Это не непонятная техника, а косилка)))