Mongol

frantsouzov

Навстречу приключениям!

Журнал про наши путешествия


Previous Entry Share Next Entry
Объект 825 ГТС - Музей холодной войны
Mongol
frantsouzov

Бывшая подземная база подводных лодок в Балаклаве, более известная как Объект 825 ГТС - сверхсекретный военный объект времен холодной войны в Балаклавской бухте.

ГТС или Городская Телефонная Станция - название объекта в целях конспирации. Он был построен в 1957-1961 годах. В настоящее время это самый крупный из всех рассекреченных военных объектов.


1. Объект 825 ГТС представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории, способный защитить от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 килотонн, включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, а также арсенал, где хранилось в том числе и ядерное оружие. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода.


2. Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.


3. Огромная подземная бухта могла укрыть бригаду из 14 подводных лодок проекта 615 и три тысячи человек - население всей тогдашней Балаклавы.


4. Саму Балаклаву в 1957 году закрыли. Секретность была на таком уровне, что большинство местных жителей, вплоть до 90-х годов, не догадывались об истинном назначении объекта. Официально это была городская телефонная станция.


5. Гуляем по длинным тоннелям. К счастью, есть возможность осмотреть весь объект самостоятельно.


6. В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей и автономно существовать 3 года.


7. На этом предприятии была собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь. А еще километры тоннелей!


8. Периодически, отходя в неосвещенные примыкающие коридоры, можно наткнуться на интересные вещи. Торпеда возле решетки вентиляционной шахты.


9. Минно-торпедная часть комплекса. Здесь проверяли и обслуживали боекомплект подводных лодок, проводили регламентные работы, после чего доставляли мины и торпеды в арсенал.


10. 505-метровый тоннель является наиболее масштабной частью объекта.


11. Комбинированный водный подземный канал мог вместить до 9 подводных лодок и, при необходимости, ремонтировать их.


12. Его глубина достигает 8 метров, ширина - от 8 до 12 м, а высота арки канала - 18 метров.


13. Под землей довольно прохладно, температура около +12 градусов. Смотришь, как в канале плещется вода, и пытаешься представить себе, сколько же человеческого труда было когда-то затрачено на постройку всего этого!


14. Ящики, в которых хранилось вооружение, стоят за решеткой. Здесь на подводные лодки перегружали боекомплект.


15. Эта часть канала ведет к морю. В тоннеле тускло горят лампы накаливания, а где-то вдалеке виден солнечный свет.


16. Как я уже упоминал, выход при необходимости перекрывался ботопортом (плавучим затвором судопропускного сооружения), вес которого достигал 150 тонн.


17. Сухой док и макет подводной лодки, для ремонта которых этот док и был предназначен.


18. Он представляет собой железобетонный бассейн, отделенный от водного канала водонепроницаемым ворским затвором. Предназначался для ремонта торпедных дизель-электрических подводных лодок проектов А615, 613, 633 и 633РВ. Длина его составляет 102 метра, глубина - 8, ширина - 10 метров.


19. При постановке рабочие вводили корабль в заполненную водой доковую камеру, центровали его, после чего закрывали затвор. С помощью мощных насосов в течение 4 часов из дока откачивали воду, а подводная лодка опускалась и вставала на специальные постаменты. В течение дня ее корпус обшивался деревянными лесами, после чего начинались ремонтные работы, которые в среднем продолжались 3-4 недели.


После окончания ремонта док вновь заполняли водой, подводная лодка всплывала и ее выводили в акваторию Балаклавской бухты через другой выход.

20. Далее мы попадаем в арсенал - ремонтно-техническую базу по подготовке вооружения. Здесь хранились боевые головные части для торпед и ракет, в том числе и ядерные, а также проводились регламентные работы по обслуживанию и сборке изделий.


21. Арсенал состоит из локальной и технической зон. В локальной зоне размещались хранилище и зал для сборки, в технической - механизмы для автономной жизнедеятельности всего арсенала.


22. Шлюзовая камера предназначалась для защиты помещений от атомного взрыва.


23. Двухстворчатые арочные противоатомные защитные ворота. Выдерживают давление 60кг/см^2. Их створки сварены из листовой стали и заполнены бетоном. Общий вес каждой створки - 10 тонн, толщина - 60 сантиметров. Для движения створок внутри камеры установлены электроприводы.


24. Защитная герметичная дверь тоже изготовлена из листовой стали. По периметру имеет мощные резиновые уплотнения для герметизации проема. Вес - 480 килограммов. Чтобы не открывать створку двери каждый раз, она оборудована калиткой для прохождения персонала.


25. Еще один макет подводной лодки в музее.


26. Один из закрытых тоннелей. Сразу же вспоминается первый "Халф-Лайф" с самонаводящимися пулеметами. :)


27. По причине особой секретности объекта и высокой квалификации персонала, за все годы существования завода здесь не было ни одной "внештатной" ситуации.


28. Тележка для перевозки боекомплекта и поворотный круг.


29. Кабинеты с тяжелыми стальными дверями, где когда-то хранились компоненты ядерного оружия.


30. Внутри одного из них. Защитная створка может перемещаться влево-вправо по направляющим.


31. Из нескольких помещений арсенала сейчас сделано что-то вроде музея.


32. Макет дизельной подлодки проекта 613 в разрезе.


33. Нос лодки. Торпедный отсек.


34. Жилые помещения и аккумуляторные батареи под ними.


35. Пульт управления станции "Садко" с подлодки проекта 690 "Кефаль" для обслуживания систем гидравлики, воздуха высокого давления, погружения и всплытия.


36. "Не стой под грузом!"


37. Действующая радиоуплавляемая модель противолодочного корабля.


38. Головная часть торпеды.


39. Один стук - "как себя чувствуешь?", шесть стуков - "вкл. ЛОХ". :)


40. Черный ящик, он же оранжевый бортовой аварийный самописец с бомбартировщика-ракетоносца ТУ-22М3


41. Главная понижающая подстанция в технической зоне арсенала.


42. Когда гуляешь по основным коридорам, то с виду все хорошо, но стоит свернуть чуть в сторону...


43. Еще одна тележка для перевозки опасных грузов.


44. Рельсы ведут к дополнительному выходу, через который в арсенал завозили все необходимое, а также заходил личный состав.


45. Выход тоже защищен противоатомными воротами. Чтобы не открывать тяжелые створки каждый раз, для прохода персонала был сделан небольшой технический коридор, слева виден вход в него.


46. Вот такой вот необычный объект нам довелось посетить в тот день!


Точки съемки
Ссылка на карту, там можно посмотреть, где были сделаны фотографии.

При написании использовался текст с сайтов:
wikipedia.org
ЖЖ alexdoomer2009
ЖЖ travelworld

Крымский полуостров 2011
Сводный пост путешествия

Понравился пост? Нажмите на кнопку! Один клик, а мне приятно! :)


Posts from This Journal by “2011 Крым” Tag

  • На волшебном пляже, часть 2

    Последний вечер в Крыму перед дорогой домой. Заключительная часть рассказа о нашей летней экспедиции. 1. Днем мы решили слегка разведать…

  • На волшебном пляже, часть 1

    Проехав весь Крым вдоль и поперек, мы под конец нашего путешествия нашли уютный песчаный пляж, на котором решено было провести оставшиеся три дня.…

  • Керчь - Царский курган и Грязевые вулканы

    Отпуск потихоньку подходил к концу. Проехав весь Крымский полуостров вдоль побережья, мы прибыли в самую восточную точку нашей экспедиции - город…

  • День армянских храмов

    Отдельный день нашей фотоэкспедиции мы решили посвятить трем интересным местам, которые связаны с армянской культурой. 1. По дороге к первой…

  • Феодосия-13 - бывший склад ядерного оружия

    29 августа 1949 года была испытана первая советская атомная бомба. Все атомные НИИ и заводы СССР объединило единое Министерство среднего…

  • Замки Крыма

    Продолжаю разбирать летние крымские фотографии. 1. Вид с плато Ай-Петри. Вообще, конечно, море завораживает, на него можно смотреть очень долго.…

  • Плато Ай-Петри и "Высота 1234"

    На следующий день мы добрались до плато Ай-Петри (ударение на последний слог). Чтобы немного разнообразить нашу поездку, наверх было решено…

  • Мраморная пещера

    В 1987 году симферопольской спелеосекцией была открыта уникальная по красоте огромная пещера со сложной системой залов и галерей. Созданный в…

  • Подземный город - Запасной командный пункт ЧФ

    Тридцать пять лет назад холодная война наращивала витки смертоносной гонки. В США под землю, под скалы, под бетон уходили штабы и казармы, ракетные…


  • 1
тоже что ли оттуда фотки выложить... с теми же ракурсами :D

они у всех монопенисуальные, так что не стесняйся)

Отличное место! Но из-за одинаковых по сути фотографий оттуда смотрится уже скучно. но все равно при случае загляну :)

в реальности еще скучнее, чем на фото.
и вход дорогой)

"15. Эта часть канала ведет к мору" - поправь про мора :)

я так понял там музей, но при этом нет каких-то четких ограничений куда ходи, куда не ходи?

На 24-й может калитка 480 кг весит. Для такой двери что-то маловато.

Классное место, интересно, действующие подобные есть где-нибудь?

Ну не знаю... Если основная нагрузка приходится на первые ворота, а вторые только лишь для герметизации... Хотя эту информацию я переписывал с вывешенного в коридоре плаката. Наверное, ему можно верить.

Насчет действующих - у нас врядли, ведь и подлодок-то особо не осталось. Последняя российская подлодка покинула этот объект в 1993 году, после чего оттуда вывезли огромное количество металла. Как еще ворота уцелели - не знаю.

Дэн, вот это общепринятое заблуждение:
...ГТС или Городская Телефонная Станция - название объекта в целях конспирации...
гтс = гидротехническое сооружение

Спорить не буду! По мне, так "телефонная станция" более обыденно звучит, чем непонятное "гидротехническое сооружение"! :)
Спасибо за информацию!

Класс, спасибо за фотографии и подробное описание!

"В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей и автономно существовать 3 года"
...обалдеть!

Всегда пожалуйста! :)
З.Ы. Поехали уже куда-нибудь, охота по грязи покататься!

во втором халф-лайф эти чертовы пулеметы тоже есть ))

Ну первый как-то поатмосфернее был в этом плане, мне кажется!

Молодцы они, что не взорвали или не пустили на цветмет этот объект, а сделали из него музей.

Википедия утверждает обратное - после того, как российские войска его покинули, оттуда местные вывезли чуть ли не весь металл (там же целый завод был с кучей станков и оборудования). То, что находится под землей сегодня - всего лишь остатки...
Ну а то, что сделали музей для посещения - это все-таки классно!

спасибо! внушает!

Всегда пожалуйста! :)

Объект 825 ГТС - Музей холодной войны

User maximus1908 referenced to your post from Объект 825 ГТС - Музей холодной войны saying: [...] Оригинал взят у в Объект 825 ГТС - Музей холодной войны [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account