Французов Денис (frantsouzov) wrote,
Французов Денис
frantsouzov

Кемпер — Строим кухонный модуль



Продолжаем нашу мегастройку полноприводного кемпера. Многие любители автомобильных путешествий самостоятельно оборудуют свои микроавтобусы или внедорожники спальными местами для того, чтобы иметь возможность комфортно переночевать в машине на природе или в городе.

Но есть одна важная вещь, которая отличает автодом от обычного автомобиля, а именно: возможность приготовить еду, не выходя из машины на улицу и вне зависимости от погодных условий.

Кто-то скажет, что транспортное средство не может называться автодомом, если в нём не предусмотрена душевая кабина и биотуалет — у всех свои критерии.

Однако у нас есть ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения" (http://docs.cntd.ru/document/1200032017). Он действует до сих пор, и в нём даётся определение автодома:

6.1.1 Автомобиль-дом — транспортное средство специального назначения категории М1, сконструированное так, что оно включает жилой отсек, в котором имеется по меньшей мере следующее оборудование:

- сиденья и стол;
- спальные места, которые могут быть устроены из сидений;
- кухонное оборудование;
- оборудование и приспособления для хранения имущества.

Это оборудование должно быть жестко закреплено в жилом отсеке; при этом стол может быть легкосъёмным.


Итак, сиденья, огромное спальное место и зона хранения вещей у нас уже имеются. Настало время изготовить и установить кухонный модуль. В конце рассказа традиционное видео процесса.

Поехали!

1. Для строительства машины я использовал достаточно типичную планировку, при которой кухня расположена вдоль правого борта, частично перекрывая собой проход сдвижной двери. При этом между диваном для задних пассажиров и кухонным блоком остаётся достаточно места, чтобы можно было пройти назад к кровати или душевой кабине.


Сам кухонный модуль будет состоять из двух "Икеевских" шкафчиков Фуллен (артикул на сайте 103.696.29), которые имеют размеры 58см (длина) х 40см (глубина) х 79см (высота) и которые идеально подошли для моей задачи. Ну и особенно порадовал ценник — даже сейчас, год спустя после покупки, шкафчики на сайте стоят те же самые 700 рублей. Стабильность по-шведски!

Так как модуль будет частично выступать над дверной подножкой, то для крепления шкафчиков к полу я купил основание из щита ламинированного ДСП размером 120х40см.

Красной стрелкой на фото отмечена первая сложность, с которой пришлось столкнуться — боковая стенка шкафчика должна была пройти сбоку от дверной стойки, в противном случае шкафчик отодвигается от стены на лишние 2-3 сантиметра, а его дверца при открытии начинает цеплять за пассажирское сиденье. Раз так, приходится сдвигать весь модуль на пару сантиметров вперёд.

2. Собираю второй шкафчик, в верхней части соединяю их между собой тремя болтами М6 с шайбами, чтобы конструкция представляла единое целое.


3. Далее собираю основание кухонного блока из того же щита ДСП. В основании будет расположено две достаточно объёмных ниши, к дальней будет доступ с улицы, а к ближней — из салона со стороны холодильника.


4. Потом последовала долгая примерка, выставление кухонного модуля в горизонт, разметка и крепление основания к деревянным брускам каркаса пола. Оно крепится при помощи 50мм саморезов в 15 точках. И здесь более наглядно виден доступ к нишам для хранения.


5. Далее оба шкафчика кухонного модуля крепятся к основанию (тоже саморезами, тоже в количестве 15 штук). Так как шкафчики пришлось сдвигать вперёд, чтобы обойти дверную стойку, то между кроватью и торцом модуля делаю проставки из 20-миллиметрового клееного бруса. После этого сверлю отверстия и толстыми саморезами прикручиваю стенку шкафа к поперечной балке кровати.


Ступенчатым сверлом в боковой стенке фургона делаю два отверстия под резьбовые заклёпки М8, прикручиваю к стенке брусок (на фото отмечен стрелкой). Снова проверяю вертикали шкафчиков.

6. Далее определяюсь с местом для третьей резьбовой заклёпки М8 (правая стрелка). Её размечаю так, что она проходит сквозь отверстие в стальном мебельном уголке, который притягивает шкафчик к стене. Потом поверх бруска, который был на предыдущей фотографии, прикручиваю ещё один, более широкий (средняя стрелка). Торцы проклеиваю ковролином, чтобы нигде не скрипело. Брусок упирается в дверную стойку и дополнительно удерживает каркас модуля при резком торможении.


Ну и в конце делаю отверстие под четвёртую резьбовую заклёпку, на этот раз в дверной стойке (левая стрелка). Это ещё одна точка крепления кухонного блока к стене машины.

7. В Леруа Мерлен приобрёл столешницу белого цвета с размерами 120х60х4см, отрезал от неё треть и прикрепил к шкафам на шесть мебельных уголков, также перед этим проклеив все стыки ковролином.


В конечном итоге: шкафчики крепятся к основанию, которое закреплено к силовому каркасу пола. С торца они крепятся к каркасу кровати (у которого, в свою очередь, 12 точек крепления к стенкам кузова по бокам), задняя стенка одного шкафа прикручена к стене машины, а оба шкафчика соединены между собой, при этом столешница сверху тоже придала им жёсткость. Всё получилось достаточно прочно.

8. Настало время распаковать "мою прелесть", которую приобрёл практически одновременно с машиной и которая четыре месяца ждала этого дня, лёжа на полке в гараже. Комбинация мойки и двухконфорочной плиты Дометик HSG-2370R (R означает "Rаковина спRава").


9. Радость была недолгой. Вместо шаблона для выреза отверстия эти ребята положили в комплект крошечную схему с длиной каждой линии реза и — внимание — радиусов скруглений! Типа, "отступите от края по 5 сантиметров и циркулем нарисуйте дугу трёхсантиметрового радиуса". Обычный циркуль я так и не нашёл, пришлось пользоваться тем инструментом, который есть. По углам у вырезанного отверстия должны быть скосы, стрелка на фото показывает отверстие для крепления мойки к столешнице, под ними должно остаться дерево, в которое будут засверливаться саморезы.


10. В общем, пока снял и перенёс все размеры, пока несколько раз проверил, пока всё вырезал двумя циркулярными пилами и реноватором — пришлось изрядно повозиться.


11. В итоге плита шириной 37см влезла на 40-сантиметровую столешницу просто впритык, но всё получилось ровно и аккуратно, умудрился нигде не накосячить!


12. Конфорки снабжены пьезоподжигом и датчиками температуры, которые автоматически перекрывают подачу газа в случае задувания пламени. Соответственно, всё это добро торчит снизу, и на стыке шкафчиков мне пришлось частично срезать стенку, чтобы всё поместилось.


13. Далее настала очередь газового шланга. Он крепится к трубке при помощи одноразовой втулки, которую при затягивании гайки расплющивает внутри конуса наконечника шланга, тем самым герметизируя соединение. До первого раскручивания, разумеется. Но, очень надеюсь, ближайшие несколько лет лазить туда не придётся.


14. Финальные приготовления. Перед установкой кухонного блока подключаю силовую проводку к двум аккумуляторам, закреплённым сбоку от холодильника. Для этого использовал клеммы, купленные на Алиэкспресс. Итого на борту теперь три AGM-аккумулятора общей ёмкостью 285Ач.


15. Из ламинированной водостойкой фанеры делаю крышку аккумуляторного отсека, которая будет служить полом для композитного газового баллона Ragasco объёмом 18,5 литров.


Пока в эту часть ещё есть доступ, делаю в днище кузова отверстие для слива раковины (зелёный шланг имеет внутренний диаметр 19мм, на его конце установлен переходник на 12мм, край которого проходит через кузов и торчит на улице).

16. К переходнику уже подсоединяю армированный 12-миллиметровый шланг подходящей длины. До кардана он не достал. :) Зато получилось вывести его почти что к мосту, то есть вода из раковины сливается в районе заднего правого колеса. Когда стоишь в лесу среди травы это не столь важно, но в той же степи сливать воду лучше подальше от входа в машину, чтобы не разводить грязь перед дверью.


17. Баллон закреплён к основанию двумя хорошими Thule-вскими стяжками, держится достаточно прочно. После того, как установил кухонный блок, третьей стяжкой притянул баллон к торцу шкафчика. Кроме плиты, у нас больше не будет газовых потребителей. Для её питания купил редуктор GOK на 30 миллибар со встроенным манометром, он сюда идеально подошёл. Когда не пользуемся плитой долгое время, закрываю вентиль на баллоне. На фанерной площадке также будет установлен детектор газа, о котором расскажу в следующих записях.


Ну и сбоку от баллона осталось довольно много места для хранения вещей — в путешествиях у нас лежат там спальные мешки и моя зимняя одежда.

Ещё один момент касательно расхода газа. Баллон я купил уже заправленными, газа нам хватило на 70 дней проживания в автодоме. Сейчас стрелка манометра показывает 0,5 бар, то есть давление практически отсутствует, при этом газовая плита всё ещё работает. В общем, перед следующей большой поездкой надо будет его заправить.

18. Последний штрих. Под основанием модуля имеется небольшая, но глубокая ниша, где удобно расположился свёрнутый шланг уличного душа.


Глядя на это фото, у меня закрались сомнения, не будет ли промерзать этот участок шланга во время возможной зимней эксплуатации? Скорее всего, будет. С другой стороны, перед морозами я сливаю всю воду, внутри трубки находится воздух, а зачем зимой нужно было бы принимать душ на улице при распахнутой настежь боковой двери — я не знаю. Так что, по идее, если не заполнять трубку водой, то всё должно быть нормально. Все остальные шланги проложены в "тёплой зоне" автодома, при включённом автономном отопителе замерзать они не должны.

19. В очередной раз прикручиваю кухонный модуль на место, теперь уже окончательно. Через сделанные в торцевой стенке отверстия подключаю газовый шланг и слив раковины. Далее настала очередь смесителя. Так как у меня не кран, а именно смеситель (с двумя трубками на входе — в момент покупки мойки в наличии была только эта модель, так что взял её), при этом в машине нет разделения на горячую и холодную воду (техническая вода в баке подогревается теплом двигателя до 45 градусов), то трубку для холодной воды я заглушил болтом подходящего диаметра (отмечена стрелкой).


В планах есть мысль подключить к заглушенной трубке отдельную ёмкость с насосом, чтобы из "горячего" крана текла подогретая техническая вода, а из "холодного" — питьевая из своего бака. Именно так было сделано в нашем первом внедорожном кемпере на базе ЛР Дефендер. У той системы был большой минус — в канистре с питьевой водой не было датчика уровня, чтобы узнать, сколько там осталось воды, приходилось откручивать крепления и брать ёмкость в руки. Однажды это сыграло с нами злую шутку — на высокогорье Памира мы остались вообще без воды, так что пришлось пользоваться речной водой для питья и приготовления еды.

Сейчас возим на борту 6-7 пятилитровых бутылок с питьевой водой. С ними получается наглядно контролировать остаток. Но в перспективе, возможно, сделаю отдельный бак с датчиком уровня.

И последнее. Кран раковины оснащён концевым выключателем, провода которого видны на фото. Так как погружные насосы в баке потребляют всего лишь 2 ампер, то кран включает питание насоса напрямую, без реле.

20. В комментариях к рассказу про устройство бака для технической воды некоторые люди говорили про слабую мощность погружных насосов. Судя по характеристикам, во время работы насос создаёт в магистрали давление 0,5 атмосфер (как только питание отключается, крыльчатка перестаёт работать и давление становится нулевым). По факту работающий насос даёт вот такой поток воды из лейки. По мне так он даже избыточный, так как расходовать воду во время поездок стараемся экономно.


Что касается лейки. Для кемпера Фольксваген Калифорния я в своё время заказывал оригинальную лейку с клапаном, а также лючок с выключателем и быстросъёмным штуцером для подключения шланга. В 2016 году они стоили около 4000 рублей. Сейчас примерно в 2 — 2,5 раза дороже. А ведь мне их надо было аж три штуки.

То, что на фото, называется "гигиенический душ" и продаётся в любом хозяйственном магазине. Я заказывал лейки на Алиэкспресс по 540р за штуку с полутораметровым шлангом. Когда делал кухню, то в последний момент решил, что двухметровый шланг для уличной эксплуатации всё-таки будет удобнее (банально можно пользоваться душем подальше от двери, чтобы не разводить грязь возле входа) и купил два двухметровых душевых шланга в "Леруа" по 750р за штуку.

21. Далее настала очередь электрики, чтобы запитать насос. В техническом отсеке позади душевой кабины установил и подключил блок на 12 предохранителей, две силовые колодки питания уже были установлены ранее, так что подключение было быстрым.


22. Ну и ещё несколько мелочей для удобства. На Али купил два складных кронштейна из нержавейки, каждый по паспорту выдерживает нагрузку в 60 килограммов. Так что сбоку от модуля появился откидной столик. Кстати, ширина оставшегося прохода в салон составляет 73 сантиметра. Учитывая, что на дверной стойки с завода стоит удобный поручень, за который берёшься правой рукой, каких-либо неудобств от эксплуатации наполовину перекрытого дверного проёма не выявлено.


23. Сам столик имеет размеры 60х40см и фактически служит продолжением столешницы. Когда жена готовит одновременно несколько блюд, на него очень удобно ставить посуду. Ну и когда пространства на основном столе (который перед задним диваном, про него расскажу в следующих частях) не хватает, то этот столик можно использовать для приёма пищи, сидя на развёрнутом пассажирском кресле.


24. И самое главное (идея честно подсмотрена у кого-то в инстаграме). Так как задняя стенка у моих шкафчиков изначально отсутствует, то добавляю вертикальные стойки из бруса и откидные кронштейны, которые много лет до этого валялись в гараже (никак не мог найти им применение).


25. Получился большой уличный столик 65х55 сантиметров. Это одна из самых удобный вещей в нашем кемпере, которой пользуемся каждый день или практически при любой остановке машины. В заднем шкафчике у нас хранятся каши, крупы, мюсли и так далее — в общем, всё, что нужно готовить. А вот в переднем шкафчике в пластиковых контейнерах лежит посуда, столовые приборы, чашки, кофеварка и компактная уличная горелка, чайник и разные ковшики. К содержимому этого шкафа есть доступ как из салона, так и с улицы.


Например, пока супруга в кемпере готовит еду, я откидываю столик и одновременно варю нам кофе. Если во время еды на улице вдруг понадобилась дополнительная тарелка или чашка — для этого необязательно заходить в машину. Посуду также можно помыть на улице с помощью душевой лейки и разложить сушиться на столике. Или просто стоя перекусить за ним, если во время короткой остановки лень доставать из багажника уличную мебель. Поставить какие-то вещи, собрать к полёту дрон, перекинуть фотографии на ноутбук — в общем, пользуемся им постоянно!

Если приглядеться, то видно, что у столика есть небольшой наклон. Внутренний перфекционист первое время требовал это исправить, но первый же выезд и реальная эксплуатация показала, что ничего не надо трогать: кофе из случайно опрокинутого стакана сам выливается на улицу, а не в салон.

26. То, из-за чего в самом начале пришлось сдвигать весь модуль вперёд на два сантиметра: дверцы открываются впритык, проходя буквально в сантиметре от заднего дивана. Нигде ничего не цепляет, что очень радует. В заднем шкафу установил одну дополнительную полку, так как там стоят высокие вещи вроде мультиварки, а в переднем две полки (получилось три отделения соответственно), на которых разместились удобные контейнеры из "Икеи".


27. Первое включение конфорок. Всё ещё такое новенькое и блестящее, после первой длительной поездки вид стал совершенно другим. :) Я почему-то был уверен, что две конфорки в кемпере — это излишество, но в итоге часто пользуемся сразу двумя (например, одновременное приготовление каши и чая на завтрак). А вот оставшегося места на столешнице слева от плиты зачастую откровенно не хватает, чтобы поставить туда вещи или посуду. Но, к сожалению, кемпер у нас не резиновый, тем более, что есть откидной столик.


28. Горячая вода на борту — это прям домашний комфорт и вообще сказка! Большую часть посуды прекрасно получается мыть без "фэйри". Что касается бака для серой воды, а точнее, его отсутствия. Если вдруг нам срочно понадобилось что-либо сполоснуть в раковине, стоя на асфальте (например, на парковке возле супермаркета), то мы просто закрываем слив пробкой и потом спускаем воду при первой возможности. На практике делали подобное один или два раза за этот год. Стоя на природе, я не вижу никакой разницы между мытьём посуды в раковине или мытьём её возле бампера машины, поливая водой из канистры, как делает 99% любителей автомобильных путешествий.


29. Последние штрихи. Проклеил спиленные торцы мебельной кромкой. Для фиксации откидных столиков установил мощные неодимовые магниты (видны на фото). Сделал более удобный выключатель для уличного душа. В уличной нише под кухонным блоком в следующей части появятся розетки на 12 в 220 вольт. Ну а на дверном пороге очень удобно разуваться и хранить обувь всей семьи.


30. После этого позвал Юлю принимать работу. Она осталась довольна, учитывая, что кухонный модуль делался исходя из её требований (размеры плиты, две конфорки, высота между полками и так далее).


Подводя итоги:
Установлен и закреплён кухонный модуль с полками
Установлена столешница и врезана плита с мойкой
Подключены дополнительные аккумуляторы в задней части салона
Установлен и подключён газовый баллон
Установлен блок предохранителей для электрики в задней части салона
Подключен насос в баке для горячей технической воды
Добавлен уличный душ
Подключены водяные магистрали, сделан слив мойки
Изготовлены и закреплены боковой и уличный столики

Бюджет данного этапа и ссылки на оборудование (цены на начало 2020г):

Комбинация газовой плиты и мойки Dometic HSG-2370R — 32000р
http://autodom-shop.ru/products/32425324

Кран с концевым выключателем, газовый шланг 2 метра, сифон для мойки — 6750р
(брал там же)

Шкафы Икеа Фуллен (103.696.29) 2шт х 700р = 1400р
https://www.ikea.com/ru/ru/p/fullen-fullen-shkaf-pod-rakovinu-belyy-10369629/

Газовый баллон композитный на 18 литров + заправка — 7750р
https://svarenoc.ru/item/kompozitnyy-gazovyy-ballon-ragasco-18_2-litrov.html

Редуктор газовый на 30 миллибар с манометром — 3250р
http://gtcamp.ru/catalog/oborudovanie_dlya_avtodomov_i_pritsepov/gazovoe_oborudovanie/75307_gazovyy_reduktor_1_2_kg_ch_s_manometrom/

Душевые лейки со шлангом 1,5 метра — 2шт х 540р = 1080р
https://aliexpress.ru/item/32963581947.html

Блок предохранителей — 1150р
https://aliexpress.ru/item/32976922963.html

Клеммы аккумуляторов — 2шт х 600р = 1200р
https://aliexpress.ru/item/32888733842.html

Кронштейны для откидного столика (пара) — 1620р (включая доставку)
https://aliexpress.ru/item/32848826845.html

Леруа Мерлен:
Основание кухонного модуля из ламинированного ДСП (материал плюс резка в Леруа) — 1100р
Столешница 120х60см — 3200р
Душевой шланг 2 метра — 2шт х 750р = 1500р

Цветочный горшок с живым цветком — бесценно (по мнению супруги)

Итого: 62 000р.

Общий вес:
Шкафы Икеа Фуллен (103.696.29) 2шт х 12кг = 24кг
Основание кухонного модуля из ламинированного ДСП — 8.2кг
Столешница вместе с комбинацией мойки и газовой плиты — 9.8кг
Газовый баллон композитный на 18 литров (заправленный) — 25кг
Мелочёвка (столики, кронштейны, крепёж) — 10кг

Итого: 77 килограммов (сам не ожидал, что так много).

На этот раз рассказ получился большим, а фотографий относительно мало. В конце традиционное видео на 25 с лишним минут, где всё показываю более подробно:


Если ещё не подписались на канал — сейчас самое время это сделать! :) Приятного просмотра!

В следующей части расскажу про монтаж электрики (подключение потребителей и автоматики) в задней части салона. Мой самый любимый этап, когда различные системы кемпера наконец-то "оживают" и начинают работать так, как было изначально задумано!


Tags: 2020, Видео, Делюсь опытом, Кемперостроительство, Московская область, Спринтер, Тюнинг
Subscribe

Posts from This Journal “Кемперостроительство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

Posts from This Journal “Кемперостроительство” Tag