Французов Денис (frantsouzov) wrote,
Французов Денис
frantsouzov

Categories:

Кемпер — Силовая электрика



Продолжаем нашу мегастройку. Разобрался с силовой проводкой, установил и подключил кемпинговый AGM-аккумулятор (один из трёх), который будет питать все дополнительные потребители во время стоянки. А также инвертор 220в, блок предохранителей и счётчик электроэнергии для контроля состояния аккумуляторов. В общем, большой рассказ про электрику кемперочка.

1. Под передними поворотными сиденьями, которые пришлось снять, расположены две объёмные "тумбы". С пассажирской стороны уже установлен сухой "фен" Эбершпехер на 4кВт для автономного обогрева и вентиляции салона при заглушенном двигателе. Рядом с ним будет размещён дополнительный аккумулятор.


2. Ну а под водительским сиденьем находятся хитросплетения заводской проводки, с которой мне и предстоит разобраться. Первым делом выкинул пару ненужных пластиковых держателей электронных блоков управления (блоки в нашей комплектации отсутствовали, а вот держатели под них почему-то были). Открутил рейку с релюшками для удобного доступа к силовой колодке под ней. Места внутри стало ощутимо больше.


3. Вот силовое реле на 200 ампер, это отдельная заводская опция для подключения дополнительного аккумулятора. На фото виден его номер.


Принцип работы:

При запуске двигателя оно замыкается и подключает дополнительный аккумулятор к основному стартерному. Соответственно, генератор начинает заряжать оба аккумулятора одновременно. После того, как двигатель заглушен, оно размыкается и отсоединяет дополнительную батарею от основной.

Во время стоянки работает холодильник, отопитель, свет в салоне и так далее. Они расходуют энергию дополнительного аккумулятора, не разряжая при этом основной. Так что если даже дополнительные аккумуляторы сядут за несколько дней, стартёрный аккумулятор для запуска двигателя всегда остаётся заряженным. Всё просто.

Справа от реле виднеется колодка с тремя проводами. Это тоже отдельная опция. На один из проводов "плюс" подаётся постоянно, на второй — при включённом зажигании, а вот на третий — при запущенном двигателе. Таким образом моя дополнительная электрика в будущем "будет знать", что мотор работает и, к примеру, сможет автоматически запустить подогрев воды в баке.

4. После реле идёт колодка для дополнительных силовых потребителей. Как видите, сейчас в ней пусто. Пора это исправлять.


5. Так как от реле к силовой колодке и далее к дополнительным аккумуляторам у меня пойдёт проводка сечением 50 кв.мм, а штатно к реле подходят провода сечением 35 кв.мм, то "лишний" кусок провода от реле к колодке я снял и запараллелил его на первую клемму реле — на фото видно, что теперь к нему идут два провода. Сделано это, чтобы уменьшить потери при заряде трёх дополнительных аккумуляторов большим током. Также нашёл подходящее место для реле и закрепил его толстыми хомутами (штатный держатель пришлось снять).


6. С "плюсом" разобрались, теперь на очереди "минус". А с ним оказалось всё не так просто. Стартёрный аккумулятор в МБ Спринтер расположен под водительским ковриком. Находится он в довольно тесном отсеке, и самое главное — минусовая клемма довольно хитрая, к ней нельзя нормально прикрутить дополнительный провод, и поменять её тоже нельзя — в саму клемму встроена какая-то электрика, подозреваю, что это либо пиропатрон (скорее всего), либо дополнительный амперметр. Раз так, то "массу" придётся брать с кузова. У тумбы водительского сиденья откручен левый верхний болт, к нему будет подключён минусовой провод дополнительных аккумуляторов. Хотя по-хорошему надо бы протянуть отдельный провод от генератора.


7. Между водительским и пассажирским сиденьями идёт "тоннель" для электропроводки. Думал по-быстрому протянуть свои силовые провода, ан нет! Провод доходит до середины и далее упирается во что-то внутри. В итоге провозился несколько часов, разобрал почти всю обшивку пола, но в итоге всё-таки получилось это сделать. 50 "квадратов" — "это вам не это"!


8. Ну вот как-то так. Если бы не установил сюда отопитель, то под пассажирское сиденье идеально поместились бы два аккумулятора по 95Ач, и развесовка фургона была бы лучше. Но уж больно удачно размещается здесь печка. Так что одна батарея будет стоять рядом с ней, а вторая и третья уже закреплены в задней части возле холодильника. Силовая проводка под утеплителем пола также протянута назад.


9. Итак, дополнительный аккумулятор АГМ на 95Ач. С креплением решил довольно просто. Спереди крепится стальным уголком, купленным в автомагазине, с помощью штатного болта крепления тумбы пассажирского сиденья. Сзади упирается в тумбу. А по сторонам и сверху вырезал бруски нужных размеров.Таким образом, со всех сторон (и сверху тоже) аккумулятор встаёт враспор между стенками тумбы, держится очень прочно и деваться оттуда ему некуда. При этом откручиваешь один болт, и просто вытаскиваешь батарею вверх при необходимости. Плюсовой провод в месте изгиба одел в гофру, чтобы исключить контакт с металлом. Между аккумулятором и отопителем добавил лист утеплителя "на всякий случай" — "фен" при работе охлаждается прогоняемым через себя воздухом и греется не очень сильно, но пусть будет.


На фото видно, что забор воздуха для "фена" идёт со стороны пассажирского коврика — в конце рассказа ещё вернусь к этому моменту.

10. В колодке предохранителей под водительским сиденьем было свободное место. Туда идеально поместился автоматический выключатель на 63 ампер, когда-то очень давно он отвечал за питание инвертора для работы микроволновки в нашей Хонде Элемент. Иногда бывают случаи, когда нужно жёстко соединить стартёрный аккумулятор с дополнительными. Собственно, выключатель именно это и делает, будучи подключённым параллельно силовому реле.


Когда в Казахстане у нас ночью в -3 градуса замёрзла летняя солярка, то штатный аккумулятор под капотом "Калифорнии", которому было почти 7 лет, тяжеловато прокручивал холодный двигатель, а при этом в салоне стояло три заряженных кемпинговых аккумулятора, толку от которых на тот момент не было. Собственно, вот решение проблемы.

Под выключателем видны красные кнопки автоматического предохранителя на 100 ампер. Он отвечает за питание всей дополнительной электрики кемпера. Очень удобно, что всё можно мгновенно обесточить с водительского сиденья — открываешь дверь, снимаешь крышку блока предохранителей и нажимаешь на красную кнопку.

11. С силовой электрикой практически закончил, и вот такая картина получается в итоге.


1) Высотный модуль отопителя, нужен для коррекции воздушно-топливной смеси на высоте более 1500 метров над уровнем моря. Врезается в проводку топливного насоса и по сути просто корректирует подаваемые на него импульсы, тем самым обеспечивая запуск "фена" для обогрева салона на высоте до 6500 метров.

2) Шунт на 100 ампер, упакованный в чёрный корпус. В салоне будут стоять два маленьких вольтметра-амперметра, которые показывают напряжение на клеммах батареи и ток, которым она разряжается. Этой информации достаточно, чтобы оценить состояние дополнительных аккумуляторов. Соответственно, они подключаются к шунту для измерения силы тока, проходящего через него. Показывают только расход энергии (разряд батареи).

3) Почти то же самое. Это беспроводной счётчик электроэнергии на 200 ампер. Для измерения силы тока имеет датчик Холла — кольцо, которое надевается на плюсовой провод, ведущий к дополнительным аккумуляторам. Может показывать как разряд, так и заряд батареи (работает в обе стороны), к нему подключается беспроводной экран, также имеются выходы для дополнительных реле контроля заряда аккумуляторов. Его покажу чуть позже.

4) Блок предохранителей, к которому будет подключаться вся дополнительная электрика в передней части салона. Напротив каждого предохранителя виден светодиод. Если предохранитель вдруг перегорает, диод начинает светиться при подключённой нагрузке, и сразу становится понятно, в чём дело. Просто, как и всё гениальное. Под блоком предохранителей находится штатная силовая колодка, куда заходят провода от аккумуляторов и реле.

5) Инвертор AcmePower на 400 ватт. Тихий, надёжный, проверенный временем. Самый мощный потребитель в кемпере — это мультиварка на 350 ватт, так что его мощности вполне хватает. В режиме "холостого хода" потребляет 400 миллиампер. Из минусов — у него модифицированный синус, при включении блока питания ноутбука тот начинает немножко "жужжать".

На Алиэкспрессе я купил инвертор с "чистым синусом" на 600 ватт, но он чуть шумнее и потребляет 700 миллиампер — почти в два раза больше. Пока что в раздумьях, ставить его или оставлять этот. Не уверен, что нам во время стоянок вдруг потребуется мощность в 600 ватт.

Ссылки на всё оборудование будут в конце записи.

12. У штатной электрики Спринтера есть одна отвратительная особенность — свет в салоне, питание прикуривателя и магнитолы выключается каждые полчаса. Приходится подходить к рулю и нажимать кнопку запуска двигателя, чтобы снова всё включилось. Когда работаешь в машине целый день, это невероятно раздражает, особенно выключившийся невовремя свет. Так что на фото "исторический момент": подключение клемм дополнительного аккумулятора. Свет в салоне теперь работает от него.


Клеммы имеют по два отверстия для проводов сечением до 50 кв.мм. Единственное — проводка затягивается болтом "под конус". Через несколько дней я заметил, что крепление проводов ослабло, и дополнительно протянул болты. Так что надо иметь в виду этот момент.

Также в свободные отверстия клемм подключил SAE-коннектор — это стандартный разъём, выдерживающий ток около 15 ампер. К нему легко и просто подключается зарядное устройство Battery Service, и не нужно накидывать "крокодилы" на клеммы.

А если щёлкнуть выключателем под водительским сиденьем, то параллельно с дополнительными батареями начинает заряжаться и стартёрная. Во время "зимовки" кемпера это очень удобная вещь. Да и во время летней стоянки солнечные батареи, которые будут размещены на крыше, также смогут заряжать все 4 аккумулятора.

13. Далее. Когда ставили салонный отопитель, я добавил два пульта управления, который могут работать одновременно, а также внешний температурный датчик. На тот момент ещё точно не знал, как именно и где будут закреплены эти пультики, так что установщики оставили несколько свёрнутых жгутов проводки под сиденьем. Настала очередь привести их в надлежащий вид.


14. Ну вот, практически всё готово. Устройства закреплены на своих местах. Электропотребители передней части салона подключены к блоку предохранителей. В верхней части виден экранчик амперметра. Он показывает напряжение 12,2 вольт (вторая двойка не "проявилась" на фото) и расход тока 0,4 ампер, так как включён инвертор. Два таких экранчика позже размещу в разных частях салона, когда будут готовы стены душевой кабины. Один должен быть виден с кровати, а второй — с развёрнутого назад водительского сиденья.


15. Экран счётчика электроэнергии. Так как он использует беспроводной канал передачи данных, то для работы ему требуется лишь питание 5 вольт (ЮСБ-порт).


16. Над передними сиденьями у нас расположена ниша, предназначенная для установки тахографа (тоже отдельная заводская опция). Так как рацией мы давно не пользуемся и устанавливать её не планирую, то здесь отлично поместятся пульт управления отопителем и экран кулометра.


17. На самом деле планировал ещё разместить на ней пару-тройку кнопок, но экранчики влезли практически впритык по ширине, так что отказался от этой идеи.


18. В стойке водительской двери разместилась проводка пультов отопителя, а также провод питания зарядного устройства на два USB-порта. К одному из них подключён беспроводной экран. К другому — датчик углекислого газа (CO2 Monitor, правый верхний угол фото).


Он показывает количество выдыхаемого человеком углекислого газа в замкнутом воздушном пространстве салона (грубо говоря — когда надо проветривать помещение), а также температуру и влажность воздуха.

Чем меньше отображаемое им значение, тем лучше состояние воздуха: 400-800ppm — отлично, 800-1200 — приемлемо, свыше 1200 — высокая концентрация углекислого газа. Пока что закрепил его в этой точке, так как оттуда экран видно как с заднего дивана, так и с кровати. В дальнейшем наш домик будет оснащён системой принудительной вытяжки для проветривания салона.

19. Второй пульт отопителя пока что лежит на верхней полке. У них интересная схема подключения, он соединяется с дополнительным каналом основного пульта и передаёт команды через него. Но главное, что оба могут работать одновременно. В дальнейшем установлю его возле изголовья кровати, чтобы температуру воздуха в салоне можно было регулировать, не вставая. Для этого надо будет протянуть назад три провода (питание и управляющую шину).


20. Свет наконец-то перестал гаснуть каждые 30 минут! Конечно, постоянно выключающееся радио тоже раздражает, но не настолько, как внезапная темнота, когда руки при этом заняты инструментом. И последний штрих — внешний датчик температуры отопителя, временно закрепил его позади спинки дивана, а в дальнейшем, когда здесь будет стенка душевой кабины, повешу датчик на неё.


Это маленькая, но достаточно важная вещь. Если не поставить этот датчик, то отопитель будет определять температуру воздуха, используя внутренний датчик на впуске (а забор воздуха у нас идёт возле пассажирского коврика). Объём салона кемпера достаточно большой,  сзади, в районе кровати, может быть уже жарко, а на полу возле коврика ещё прохладно. Печка в таком случае считает, что воздух холодный, и продолжает работать на полную мощность.

При подключении внешнего датчика температура измеряется в точке его размещения, так что отопитель работает по правильному алгоритму и быстрее переходит в экономичный режим поддержания температуры.

21. Панель Управления. Отопитель включён, температура воздуха в районе датчика 19 градусов. Отдельно радует, что этот пульт умеет считывать и сбрасывать ошибки "фена".


Что касается счётчика электроэнергии. У него энергонезависимая память. В настройках задаётся ёмкость подключённых аккумуляторов (сейчас используется один на 95Ач, когда подключу второй и третий, в сумме будет 285Ач), а также уровень их заряда.

Далее прибор постоянно измеряет напряжение на клеммах и ток, проходящий по силовому проводу. И на основании этих данных считает оставшуюся ёмкость аккумулятора, а также мощность подключённой нагрузки.

На фото — отопитель включён, идёт разряд батареи током 3,6 ампер, напряжение батареи 13,2в. Нагрузка на батарею — 47,8 ватт (3,6 х 13,2). Остаточная ёмкость батареи — 29,751 ампер-час, что составляет 31% от 95Ач.

Если запустить двигатель, то генератор начнёт заряжать аккумуляторы, и оставшаяся ёмкость на экране начнёт прибавляться. У прибора есть "тёмная тема" оформления экрана, управление внешними реле по заданным условиям (например, выключить что-либо при полном заряде или разряде аккумулятора), настройка яркости подсветки и так далее. В общем, очень интересная вещь, давно искал подобное.

22. В левом нижнем углу фото можно разглядеть проложенную в кабель-канале силовую проводку сечением 35 кв.мм для потребителей в задней части салона (холодильник, свет, насосы для крана и подогрева воды, ЮСБ-розетки и так далее). Всё это предстоит установить в дальнейшем. Ну а пока, можно сказать, "создана база" для удобного подключения всего этого.


Подводя итоги:
Установлен и подключён дополнительный аккумулятор
Протянута силовая проводка к дополнительным аккумуляторам
Подключено штатное реле заряда аккумуляторов
Добавлен выключатель для ручного соединения стартёрного и дополнительных аккумуляторов при заглушенном двигателе
Сделана подготовка под амперметры, подключен счётчик электроэнергии
Установлен автоматический предохранитель на 100 ампер для мгновенного отключения всей дополнительной электрики
Установлен инвертор на 400 ватт
Установлен дополнительный блок предохранителей
Все потребители в передней части салона подключены к нему
Переделана проводка воздушного отопителя
Установлены и подключены пульты Панели Управления
Протянута силовая проводка в заднюю часть салона.

Бюджет данного этапа и ссылки на оборудование (цены на январь 2020г):

Аккумулятор AGM 95Ач — 9500р
Провода 50кв.мм ("плюс" и "минус", по 6 метров каждого), клеммы для них — 4700р
Провода 35кв.мм ("плюс" и "минус", по 6 метров каждого), клеммы для них — 2400р
Уголок для крепления аккумулятора — 300р

Датчик углекислого газа — 5130р
https://aliexpress.ru/item/32829913332.html

Инвертор на 600 ватт с чистым синусом — 3580р
https://aliexpress.ru/item/33008273207.html

Кулометр (счётчик электроэнергии) на 200 ампер — 2000р
https://aliexpress.ru/item/32915723882.html

Блок предохранителей — 1150р
https://aliexpress.ru/item/32976922963.html

Клеммы аккумулятора — 600р
https://aliexpress.ru/item/32888733842.html

Автоматический предохранитель на 100А — 520р
https://aliexpress.ru/item/32891064474.html

Вольтметры-амперметры на 100 ампер — 2 х 120р = 240р
https://aliexpress.ru/item/32881859851.html

Шунт на 100 ампер для них — 120р
https://aliexpress.ru/item/32879352313.html

SAE-коннектор 2шт в наборе — 330р
https://aliexpress.ru/item/4000351525818.html

Итого: 30 550р.

Общий вес:
Аккумулятор AGM 95Ач — 25кг
Провода, крепёж, инвертор, мелочёвка — 10кг

Итого: 35кг.

Видео с подробным рассказом про подключение электрики (фотографий на этот раз почему-то делал мало):


Если ещё не подписались на канал — сейчас самое время это сделать! :) Приятного просмотра!

В следующей части расскажу про врезку кемпингового окна возле дивана задних пассажиров.

Tags: 2020, Видео, Делюсь опытом, Кемперостроительство, Московская область, Спринтер, Тюнинг
Subscribe

Posts from This Journal “Кемперостроительство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

Posts from This Journal “Кемперостроительство” Tag