Французов Денис (frantsouzov) wrote,
Французов Денис
frantsouzov

Categories:

Кемпер — Организация внешнего питания



Итак, утепление стен кемперочка идёт полным ходом! Во время этого интересного процесса автономный отопитель салона вместе с магнитолой изо всех сил стараются скушать побольше драгоценных ватт от штатного аккумулятора, который в нашем доме на колёсах пока что один. Так что без зарядного устройства, чтобы лишний раз не заводить мотор и не гонять генератор, никак не обойтись.

За время наших странствий мы сменили несколько автомобилей, о которых я рассказывал в записи про "эволюцию путешествий". Как минимум два из них являлись полноценными домами на колёсах, так что было бы уместно упомянуть их сейчас.

1. Начнем, пожалуй, с заводского решения — у "Фольксваген Калифорния" сзади слева размещена штатная розетка для внешнего питания на кемпингах (где мы ни разу не были) и горловина бака для чистой воды. Через УЗО (Устройство защитного отключения, кто не знает, что это такое — поищите, довольно интересная вещь) питание от внешней розетки подавалось на внутреннюю розетку в салоне, расположенную с торца кухонного шкафа (к ней в таком случае можно было подключить мощный потребитель, например, чайник для воды или пылесос), а также на зарядное устройство, которое подзаряжало салонные аккумуляторы.


2. Немецкие инженеры нашли для этого устройства, скажем так, весьма оригинальное место: оно располагалось между холодильной камерой и самим компрессором холодильника. Видите круглую жёлтую наклейку? Так вот, за ней и расположен корпус зарядного устройства, размерами со средний видеомагнитофон (я не знаю даже, что из современной техники можно упомянуть, чтобы дать понимание о его габаритах). :)


3. Как я понял, оно поставляется в сборе с холодильником, так как закреплено даже не на винтах, а на заклёпках. Ну а что, два-в-одном: и еду заморозить, и батареи подзарядить, удобно же!


4. Ну, в общем, не столь важно, где оно установлено, главное — что всё работало: при подключении к внешнему питанию аккумуляторы в салоне полностью заряжались (а вот стартёрный АКБ под капотом, почему-то, нет) и далее их заряд поддерживался на максимальной отметке. Так что перед поездками я подключался к розетке на пару суток, а зимой её вообще не отключал.


5. История про Дефендер будет в конце, а пока расскажу про Спринтер. Начнём с интересного: выключателя массы. Справа от педали акселератора есть пластиковая заглушка, если её снять, то будет доступ к разъёму с красной кнопкой. Нажимаем её, снимаем толстый провод с металлического штыря — и у машины исчезает "масса", при этом клеммы на аккумуляторе можно не трогать. Такая вот "противоугонка". Кстати, по инструкции делать это можно только через 15 минут после выключения зажигания, если раньше, то "возможно повреждение электрооборудования".


6. Аккумуляторная батарея расположена в своём отсеке под водительским ковриком. Для доступа к нему нужно выкрутить два самореза со ступеньки кабины (их гнёзда видны в нижней части фото), далее снять часть пластикового пола, и только после этого появится доступ к чёрной крышке отсека. Кстати, педаль сцепления — пластиковая. Металлических деталей в машинах становится всё меньше и меньше.


7. Под крышкой находится единственная (пока) батарея на 92Ач, изготовленная по технологии АГМ. Обратите внимание на "плюсовые" провода — никакой защитной гофры, в том числе и там, где они проходят под днищем авто, не предусмотрено.


8. И штатная проводка. Навскидку: у "минусовой" клеммы есть свой амперметр, то есть мозги машины видят утечку тока и при необходимости могут отключить потребители, в том числе  и внешние, как это произошло во время установки автономного отопителя: ровно через 4 часа после того, как заглушил двигатель, "плюс" у нас пропал даже в тех местах, где он теоретически пропасть не мог, чем здорово озадачил установщиков. У "плюсовой" клеммы для части потребителей предусмотрен пиропатрон аварийного отключения в случае ДТП. Возле правой боковой стенки аккумулятора виднеется какая-то коробочка, что внутри (электроника или предохранители) — пока не смотрел. Но вообще "мудрёность" конструкции определённо бросается в глаза — техника становится всё сложнее и сложнее.


9. Как я уже упоминал, пару недель назад наконец-то снял обшивку стен и приступил к утеплению кузова. Благодаря работе автономного воздушного отопителя, внутри теперь тепло и уютно вне зависимости от уличной температуры. Да и аппетит у "Эбершпехера" довольно скромный — около 40 ватт. Но в тишине работать как-то не очень, так что включаю магнитолу погромче, а она уже "кушает" драгоценные ватты существенно активнее. Кстати, выключается каждые полчаса, и вместе с ней гаснет салонное освещение, приходится подходить к рулю и нажимать кнопку зажигания. Тот самый случай, когда ради твоего же блага инженеры всё продумали за тебя, но бесит — просто ужас.


10. У меня есть старое зарядное устройство "Орион", которому уже больше 15 лет, и которое с лёгкостью выдаёт ток в 15 ампер. Но я что-то подумал, что слишком уж оно брутальное для современного авто, так что сперва попробовал "коробочку" Berkut Smart Power: "Калифорния" в своё время досталась нам с севшими в ноль салонными аккумуляторами, и я купил эту зарядку, чтобы попробовать их восстановить (у неё есть такой режим), после чего понял, что всё же не получится, и следом купил два новых аккумулятора. :)


11. Вещь очень хорошая, но максимальный ток заряда — 4 ампер.


12. В итоге, чтобы зарядить АКБ полностью (до включения зелёного индикатора 100%) уходило больше суток, а если каждый день работать в машине, то мощности зарядки всё-таки не хватало, чтобы компенсировать ежедневное потребление.


13. Но, как известно, перед Новым Годом чудеса имеют место быть. Недавно к нам в гости приезжала известная семья путешественников и кемперостроителей — Алексей Климов klimovs_travels с женой Еленой, дочкой Светочкой и энтлебухером Одри. Как раз за неделю до этого мы обсуждали эту тему, так что теперь у нас есть профессиональное зарядное устройство Battery Service Expert. Алексей пользуется таким уже около трёх лет, и никаких нареканий за это время у него не было.


14. Содержимое упаковки. Устройство имеет степень защиты IP65 — полная защита от пыли и направленных струй воды, так что его можно смело оставлять на улице под капотом в любую погоду.


15. При включении в сеть происходит самодиагностика, загораются все лампочки. Есть отдельный индикатор ошибки. Провода морозостойкие, производитель допускает эксплуатацию устройства при температуре до -20 градусов.


16. Оно способно заряжать все типы аккумуляторных батарей: обычные свинцово-кислотные, выполненные по технологии AGM, гелевые аккумуляторы вроде "Оптимы", а также кальциевые батареи (Ca), причём последние заряжает "правильным" напряжением 16в. При подключении вначале тестирует батарею, определяет остаточное напряжение на клеммах (может заряжать аккумуляторы, севшие до 2 вольт).


Если вкратце: поддерживаемая ёмкость батарей до 300Ач, три варианта тока зарядки: 2,5 / 6 / 10 ампер, есть режим десульфатации (очищения пластин аккумулятора от сульфата свинца, который образуется при неправильной зарядке/эксплуатации).

Кому интересно, подробнее можно почитать на сайте производителя: https://bs12v.ru/buy/battery_service_expert_pl_c010p

17. После окончания процесса заряда устройство переходит в "режим поддерживания": аккумулятор заряжается слабым током при постоянном напряжении, тем самым компенсируется его саморазряд. Радует, что всё происходит в автоматическом режиме: если у заряженной батареи снизилось напряжение на клеммах от включения нагрузки, то снова начинается зарядка большим током. При этом никакие кнопки нажимать не надо.


18. И ещё один интересный момент: в комплекте идет проводка, которую можно подключить к клеммам АКБ стационарно. Вот это просто гениальное решение, во всяком случае, для меня: один из дополнительных аккумуляторов в кемперочке будет установлен рядом с отопителем под пассажирским сиденьем, сбоку от основания которого я выведу этот разъём. Таким образом, во время длительной стоянки кемперочка возле дома можно будет не открывать капот и не возиться с "крокодилами", просто подключаешь к нему зарядное устройство — и процесс пошёл.


Самое главное — для соединения используется стандартизированный разъём, именуемые SAE. Не знал про такие, но поискал на Алиэкспрессе — в продаже их полно. А значит, к этой же самой проводке можно будет подключить, например, уличную подсветку лагеря или сумку-холодильник. В "Калифорнии" для этих целей я выводил отдельное гнездо "прикуривателя" сбоку от пассажирского сиденья. В новом автодоме, думаю, получится обойтись более "изящным" решением — разъём намного компактнее, конструктивно лучше держит контакт (наше гнездо прикуривателя этим страдало) и удобнее в использовании.



Ну и напоследок расскажу интересную байку про подзарядку аккумуляторов на Дефендере. Так как на его крыше были установлены солнечные батареи, а в Москве, как известно, снега не бывает, то первые полтора года мы вообще не заморачивались этим вопросом. Но в конце 2016 года, после рождения Витюшки, мы переехали жить загород.

Солнечные батареи сразу завалило снегом, и за четыре месяца стоянки у Дефендера оба аккумулятора разрядились до 8 вольт — завести мотор уже не получалось, в кабине едва горел свет. Я решил воспользоваться "тяжёлой артиллерией" — достал "Орион".

Так уж сложилось, что мы переехали в только что построенный дом, где было тепло, была горячая вода, но ещё не было электрики: всё было подключено через удлинители по временной схеме, а на вводе была подключена лишь одна фаза из трёх, таким образом, первую зиму мы провели с выделенной мощностью всего лишь в 5кВт вместо положенных 15-ти.

Январь 2017 года я занимался разведением электропроводки к потребителям Домички, а в феврале приступил к сборке трёхфазного электрощита и его подключению. За два месяца могзи успели привыкнуть к иным "цветовым кодировкам". Это была прелюдия.

В общем, когда понадобилось подзарядить севшие аккумуляторы кемперочка, то провод белого цвета от "Ориона" ("фаза же, что тут думать") оказался на плюсовой клемме, а оставшийся провод защёлкнул на массу. Выставил силу тока в максимальные 15 ампер, стрелка амперметра зарядного устройства показала, что процесс пошёл, и я с радостью оставил его работать на сутки.

Когда пришёл на следующий день, то, к удивлению, свет в кабине почему-то уже не включался. При этом амперметр показывал, что батарея продолжала потреблять небольшой ток.

Взял тестер, померил напряжение на клеммах: минус три вольта. Ого, думаю, провода тестера что ли перепутал?

Перепутал, да, но не у тестера, а у "Ориона". Я сутки заряжал четырёхлетнюю "Варту АГМ" "наоборот" и дозаряжался до того, что на кузове у меня оказался "плюс". К счастью, второй аккумулятор был развязан от первого при помощи силового реле, так что на его здоровье это абсолютно никак не отразилось.

Терять всё равно было нечего: либо батарею на выброс, либо... Подключил провода "как надо" и трое суток заряжал током в 5 ампер. На удивление, после такого он всё-таки ожил.

В итоге машину так и продал с тем аккумулятором. Насколько я знаю, новый владелец до сих пор его эксплуатирует. А я в очередной раз убедился, что покупка машины Б/У — это действительно забавная лотерея.

В следующей части расскажу про утепление кемперочка!

Tags: 2019, Делюсь опытом, Кемперостроительство, Спринтер
Subscribe

Posts from This Journal “Спринтер” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Posts from This Journal “Спринтер” Tag