Французов Денис (frantsouzov) wrote,
Французов Денис
frantsouzov

Categories:

Домой через Казахстан



"Приключения — это такие неприятности, о которых интересно потом вспоминать". Обратный путь из Киргизии мы точно запомним надолго!

1. Итак, 10 октября мы проснулись на берегу Кировского водохранилища. Утренняя проверка уровня масла показала, что во время горных поездок машина почему-то скушала почти половину щупа. Долил масло, покушали сами, быстро собрались и поехали вниз, не забыв сказать "до свидания" дедушке Ленину на огромной плотине. С этого места два месяца назад началось наше путешествие по Киргизии, и здесь же начинается путь домой.


Спустившись в долину, увидели колонку с водой на обочине и остановились, чтобы пополнить запасы перед долгим перегоном. К нам подъехали местные парни с бидонами, начали с ними болтать, и заболтались до того, что я умудрился потерять резиновую прокладку от крышки плоской "экстримовской" канистры. В итоге вся вода из неё вылилась в пластиковый ящик, а сама канистра стала бесполезной.

Очень забавное совпадение: 6 лет назад, во время пересечения границы с Казахстаном, нас отправили на "красный коридор" и начали намекать на полный рентген и снятие обшивок с дверей автомобилей. На что я достал паспорт и сказал, что у меня сегодня день рождения. Мужики очень обрадовались и попросили в честь этого праздника подарить им 1000 рублей "за успешное прохождение границы", но при этом вещи из машин всё равно придётся достать хотя бы на 5 минут, потому что "здесь камеры и по-другому никак". Так вот, загружая вещи обратно, мы случайно оставили таможенникам точь-в-точь такую же красную 10-литровую канистру, банально забыв её возле навеса.

2. Киргизскую границу прошли очень быстро. Талоны регистрации, на получение которых мы убили полтора дня в сентябре, никто даже и не спросил при выезде. Обидно, но лучше было перестраховаться, штрафы при отсутствии регистрации — 10 тысяч рублей с человека, а нас было трое.


3. Перед въездом на территорию Казахстана пограничники с хитрым прищуром спросили, откуда мы едем. Сказал, что отдыхали семьёй на Иссык-Куле. Парни поинтересовались, не посещали ли мы "Ош, Джалалабад, не?". Видимо, с юга часто везут "разные гостинцы", и такие машины отправляют на "красный коридор" для досмотра, но к нам у них интереса не возникло.


Быстро оформляем миграционные карты. Досмотр машины проводила строгая русская женщина, очень высокая и плотного телосложения. Такая, которая и в горящую избу войдёт, и коня там остановит, уложит его на пол и проверит на наличие запрещённых веществ. Юля попросила разрешить остаться в машине с ребёнком (часто на границах нам идут навстречу), но та строго ответила, что "пассажиры ждут отдельно на выходе".

Залезла в каждый ящик. Попросила открыть капот. Затем багажник на крыше. Он у нас был разделён фанерными перегородками на три отделения, зеркальцем на длинной палке осмотрела каждое. Попросила достать и раскрыть штативы. Заглянула под машину. Ну и кульминация — "откройте дверь салона".

Там стояла таксячья переноска.

— Кого везёте?
— Двух милых пёсиков! Будете смотреть их паспорта?

— Двух милых пёсиков?..

Готов поспорить, нескольким килограммам "гостинцев" из Джалалабада она бы не так удивилась. А тут очень забавно было наблюдать, как у человека "скрипт поведения" реально начинает подвисать, причём всё сильнее и сильнее. Тут же прибежал её коллега и попросил оставить одного пёсика им, пообещав вкусно его кормить — мол, "хорошая порода, ищет хорошо". Посмотрел на их овчарку — у бедной собаки рёбра просвечивали сквозь шкуру "от переедания". Тут наши таксы спохватились, что разговор идёт про них, и начали злобно лаять в переноске.

На этом досмотр был закончен, и мы оказались в солнечном Казахстане, потратив полтора часа на обе границы. Купили местную страховку на 2 недели за 6000 тенге (чуть больше 1000 рублей), при этом в августе ценник был 8400. Как так — не знаю, наверное, скидка постоянным клиентам. Нам надо было поменять киргизские "сомы" на местные "тенге", я решил, что на границе будет плохой курс, доехали до города Тараз, где в банке поменяли их точно по такому же курсу, только отстояв полчаса в очереди.

Тут же на выезде были остановлены местными ДПС, и командир с очень грустными глазами начал мне рассказывать, что я не могу ездить без наклейки "RUS" на заднем стекле. Болтали с ним минут 20, кто, откуда, где были, потом пришли к выводу, что раз Казахстан давно вступил в Таможенный Союз, то россиянам без такой наклейки ездить всё-таки можно.

4. Залили полный бак отличной солярки по 34 рубля за литр и поехали дальше. Дорога прекрасная, ограничение 110, можно ехать 119 на круизе, чем мы и воспользовались, преодолев одним махом почти 500 километров. Хотя периодически шёл ремонт и висели знаки "40", так что приходилось резко оттормаживаться — нарушать местные ПДД очень дорого.


5. Встали лагерем среди степи где-то за Туркестаном.


6. Что нам запомнилось за тот перегон — так это потрясающие закаты. Каждый вечер на небе творилось что-то невероятное! Поужинали и очень рано легли спать.


7. Из-за этого Витюшка разбудил нас в 6 утра (обычно в ту поездку он спал до 10 часов). Быстро собрались и поехали дальше, на север, в сторону России. Намотали на кардан ещё 450 километров, после чего осознали, что как-то очень уж быстро едем. К тому моменту в баке успела подогреться вода, так что мы решили, что будет разумно остановиться и принять горячий душ, благо что на улице 25 градусов тепла — мы же в солнечном Казахстане, как-никак! К тому же, на карте имеется неплохая точка для стоянки, название места я пока не буду говорить, иначе это испортит всю интригу.


8. В общем, 11 октября в районе обеда мы свернули с трассы и углубились в степь примерно на 5 километров, подальше от посторонних глаз. Встали лагерем, помылись возле машины, и тут началось что-то странное. Не успел я вытереться полотенцем — смотрю, со стороны трассы виднеются клубы пыли: сюда едет машина. Что же, хорошо, что хотя бы успели помыться. Причём машина битком набита людьми, преимущественно иностранцами. Юля как раз приготовила обед. Только улеглась пыль, следом вторая машина, через какое-то время — третья. Они смотрят на нас, мы на них, а я не понимаю, чего они все забыли именно на этой грунтовке. Вокруг лагеря расставлены наши вещи, все уже покрыты слоем пыли, а тут и обед готов, и вроде бы ещё машина едет. Закрываю двери, начинаем кушать, и тут какой-то странный звук.


Юля решила, что едет грузовик без глушителя. Я вспомнил, что мы когда-то снимали ночью старую церковь под Ржевом, а там рядом был военный аэродром, с которого каждые полчаса взлетали турбовинтовые самолёты, и вроде бы звук на них похож. Ну да ладно, звук звуком, а еда остывает. Потом всё стихло. И через 10-15 минут все эти машины, которые проезжали мимо нас, вдруг ломанулись обратно.

9. В итоге в тот день мы больше никуда не поехали. Ночь была ясная и по-южному тёплая, несмотря на середину октября. Казахстан — он такой, да. На фото Млечный Путь над нашим домиком и огни проезжающих по трассе машин. Посмотрели кино, легли спать. Ночью всё время казалось, что рядом ездят машины, но мы стояли в стороне от дороги и все вещи предусмотрительно сложили внутрь.


10. А утром был даже не рассвет, а рассветище! Давно не видел такого огненного неба. Но вот сил вылезти из машины на холод (термометр показывал +7) у меня как-то не оказалось, так что ограничился фотографией прямо из окна кемперочка. Тогда мы ещё не знали, откуда на небе такая красота.


11. Утром в лагерь заглянул неожиданный гость. Подошёл к нам на расстояние 10-15 метров так, что собаки даже его не почуяли. Судя по свежим шрамам на морде, глаз он потерял недавно, а теперь вот выпрашивал еду у путешественников.


12. Дальше было ещё веселее. Прямо на съезде с грунтовки на трассу нас остановили сотрудники ДПС, две их машины почему-то стояли именно здесь. Спросили, что делали в степи и далеко ли были. Сказал, что просто останавливались семьёй на ночёвку. Те как-то странно на нас посмотрели, но отпустили ("Туристы? Ну давай, счастливого пути!"). Едем дальше. Люблю такие вот старые скульптуры. Свидетельство того, что когда-то в этих пустынных краях было ушедшее Аральское море. На улице похолодало, +13 и сильный ветер, выходить не хочется. Но всё же пришлось останавливаться и дёргать ручник на обочине.


13. Не мог же я не показать сыну настоящих "кораблей пустыни"? Это ведь не то же самое, что в зоопарке! Надеюсь, у Витюшки останутся воспоминания о той поездке.


14. Перед Аральском время прибавилось на час. Нам пришлось покрутиться вокруг закрытого на ремонт съезда, но вариантов нет: здесь находится единственная в этих краях нормальная заправка "КазМунайГаз", дальше их не будет примерно 500 километров до Карабутака. В 2015 году я чуть было не "обсох" на Дефендере, проскочив её мимо (170-литровый бак тогда сильно расслаблял в этом плане), так что останавливаемся и заливаемся по полной. На заправке встречаем старенький самодельный кемпер с парой из Германии.


Понятное дело, подошли поболтать. Те сходу заявили: о, у вас тоже немецкая машина, немецкие машины самые лучшие! :)))

— Куда путь держите?
— Да мы уже домой едем. Через 2 недели "Октоберфест", думаем успеть к тому времени.
— Здорово, молодцы! А где были?
(в голове начинаю представлять, как они будут рассказывать, что за полгода-год объехали Китай, Монголию, Памир, Киргизию и так далее...)
— Да мы только сегодня утром выехали. Были на Байконуре, ночевали там.
— О, здорово, мы сегодня тоже рядом ночевали. А что было-то?
— Так ведь вчера днём "Союз" запускали, и он упал!


15.  И, глядя на наши перекошенные лица, с улыбкой добавил: зис воз рилли эмэйзинг!


16. Ааааа! Днём 11 октября мы стояли примерно в 20 километрах от территории космодрома с кучей фотооборудования и по незнанию умудрились прообедать запуск с последующим эпичным падением ракеты, о котором рассказывали по всем новостям!!! Как же повезло-то, а!!!


17. Но это так, "цветочки", самое интересное ещё впереди! Попрощавшись, едем дальше, откровенно наслаждаясь какими-то необычайными погодными красками на улице.


18. Перед Карабутаком чуть в стороне бушевала мощная гроза. Хотелось остановиться и снимать-снимать-снимать, но надо ехать дальше. Заехали на заправку, перед брендовым "Казмунайгазом" стояли парни на "копейке" с картонной табличкой "зимнее дизтопливо 220 тенге". Какое зимнее дизтопливо, вы о чём, мы ведь в солнечном Казахстане? На всякий случай спросил у кассирши про солярку, она сказала, что уже всесезонная, до -15 градусов.


Запись из дневника путешествия:

"Вообще за весь день проехали три или четыре небольших города и с десяток мелких деревень на 700 километров пути, заправок тоже почти нет. Только мы, кемпер и дорога. Чувствуется масштаб Казахстана. Перед нами прошла гроза, степь намокла и с трассы уже не съехать. Долго искали более-менее твердую дорогу. Наконец-то нашли и встали в паре километров от трассы за деревьями в лесополосе. На улице дождь и сильный ветер, лишний раз не выйдешь. +3, дубак, на приборке горит снежинка. Вроде и не очень холодная температура, а такой паршивой погоды за два месяца я что-то не припомню вообще."

С каким-то непонятным сожалением заглушил двигатель и мы легли спать, так как изрядно устали за длинный перегон. Ну а дальше, я думаю, вы и сами про всё догадались.

В 5 утра разбудила жена и сказала, что в машине на удивление свежо. Я хотел было предложить вернуться к этому вопросу утром, но дубак в салоне заставил выбраться из спального мешка. Смотрю, лампочка "Вебасты" на панели управления погасла.

— Ты печку выключала?
— Шутишь что ли? Нет, конечно!


Нажимаю кнопку запуска, отопитель начинает "продувку", но его топливный насос вместо мягкого "цок-цок-цок" издаёт какие-то странные звуки вроде "бум-бум-бум", которые отдаются аж в кузов. Так длится пару минут, он дует холодным воздухом, после чего выключается и кнопка гаснет. В голову начинают лезть не очень радостные мысли.

Включаю зажигание, жду, пока погаснет "спиралька" свечей накаливания. Завожу мотор с пол-оборота.

— Ну сейчас хоть мотором погреемся, зашибись!

Последнее слово не успел произнести в уме, так как стрелка тахометра брык — и падает на ноль. И больше мотор не заводится.

19. У нас была куча зимней одежды и дополнительные одеяла, но всё это лежало в багажнике на поднятой крыше кемперочка. Зачем они нам в жарком Казахстане? Вытащили сына из манежа, одели во всю имеющуюся одежду и уложили с нами, а он при этом даже не проснулся! Знаю, что так, как на фото, делать нельзя, но выбирать особо не пришлось. Судя по цвету пламени, свежезаправленный баллон с газом тоже слегка подмёрз. И вот что забавно: под потолком реально жара, а внизу, на уровне кровати — откровенный дубак. Погасил конфорку, взяли к себе собак и впятером ненадолго уснули в летних спальных мешках.


20. Зато в 7-30 был очень красивый рассвет! И очень холодный. Зрелище из тех, что запоминаются на всю жизнь. Аккумулятор под капотом стоял ещё заводской, ему тогда исполнилось шесть с половиной лет и крутил он не очень бодро. В салоне были ещё три заряженных аккумулятора, но чтобы их снять, это надо было вначале выстудить всю машину, а потом на сильном ветру менять его под капотом. Меня хватило лишь на то, чтобы скрутить несколько проводов из ЗИПа параллельно и накинуть их на плюсовые клеммы батарей под капотом и в салоне, чтобы старый АКБ хоть немного от них подзаряжался.


21. Кто-то учится на своих ошибках, кто-то на чужих, а кто-то не учится вообще. Теперь я знаю, что "снежинка" на приборной панели не просто так загорается в +4 градуса: при сильном ветре вода может интенсивно испаряться, охлаждая при испарении окружающие предметы до минусовой температуры. И, конечно же, раньше доводилось читать много рассказов о том, как опытные экспедиционеры героически ездят на северА, преодолевают трудности и невзгоды, ломаются в -50 градусов, пару недель живут в машине, отбирая еду у белых медведей, а потом им забрасывают запчасти вертолётом, они чинятся и едут дальше, навстречу новым преодолениям. Так вот, когда в -3 у нас замёрзла летняя казахстанская солярка, я как-то осознал, что по натуре человек южный, а "северАМ" придётся скучать без нас...


Что же, у нас был полный баллон газа и вода в жидком состоянии. Решили начать утро с "кофе в постель". Радостно бегающий по кровати сын умудрился врезаться головой в руку супруги, когда та держала чашку. В кровати было просто холодно, а стало холодно и мокро!

22. Но кофе был чертовски хорош, да! За ним тем утром мы вспоминали рассказы друзей из Бишкека, что когда запускают "Союзы", то от их супер-экологичного ракетного топлива с погодой пару месяцев происходят странные вещи. Так что у вчерашнего ядрёного заката может быть простое объяснение.


23. Каждые полчаса я грел чайник кипятка и выливал его на топливный фильтр. После чего машина заводилась на несколько секунд и снова глохла. Фильтр спрятан в глубине, стоит в тугом пластиковом "стакане", так что обложить его тряпками для лучшего прогрева без снятия расширительного бачка и прочей мелочёвки не представлялось возможным. К тому же, скорее всего, перемёрзла какая-то мелкая трубка под днищем машины и проблема именно в ней.


У меня был план подождать до 2 часов дня, на улице к тому времени должно потеплеть, если не заведёмся сами, то пойду на трассу за помощью. Ситуация осложнялась тем, что была суббота, движение на дороге отсутствовало, у нас машина с "роботом" ДСГ-7 и полным приводом, которые не любят буксировку, да и где в небольшом посёлке найти пустой отапливаемый бокс с высокими воротами? В общем, вопросов много.

А в 12-30 внезапно налетели облака и пошёл снег, но не из снежинок, а из таких мелких замёрзших капель воды. И мы поняли, что ждать ещё полтора часа смысла нет.

24. Кипятим чайник и большой ковшик воды. Медленно выливаю их на фильтр, бегом за руль, ключ на старт. Мотор бодро заводится, потом обороты падают до 400 и машину натурально начинает трясти. В те долгие секунды мы молились. Через какое-то время парафиновые "сопли" всё же проскочили, и мотор нормально заработал, лишь горящая "спиралька" на приборной панели намекала на "нештатный" запуск. Включаю салонный отопитель — подул горячим воздухом. Следом за ним включаю "котёл" догревателя двигателя — судя по звуку, он тоже заработал. Через 10 минут в салоне уже как в Ташкенте летом. А земля на улице белеет на глазах...


25. Дольше всего отогревалось лобовое стекло — из-за конденсата оно натурально покрылось льдом изнутри. Через сотню километров разъяснилось и начало теплеть. Встретили на трассе вчерашних ребят, они ехали очень неспешно, не более 60-70, торопиться им было некуда. Остановились поболтать. Те сказали, что заливали присадку, но утром завелись с трудом.


26. В Актобе на заправке "КазМуная" спросили про солярку. В тот момент как раз, видимо, заходил управляющий, потому что он подошёл к нам и рассказал, что по всей стране дизтопливо ещё летнее, до -5 по документам, "всесезонку" пока никому не завозили. Тепло же ещё, и так все нормально заводятся! И вот мы едем дальше по бескрайнему Казахстану. Какая же огромная всё-таки страна! Ни населённых пунктов, ни полиции, только лишь редкие машины попадаются на встречке.


27. Следующей ночью машину не глушили, от греха подальше. После полуночи было довольно прохладно, а из-за влажного воздуха оптика покрылась конденсатом, от которого получился такой вот необычный эффект на источниках света. Кстати, расход топлива на холостых оборотах снова упал до 0,6 литров в час, хотя в горах на высоте двигатель кушал ровно литр, судя по показаниям компьютера.


13 октября, утро воскресенья. Едем дальше, и я ловлю себя на мысли, что не знаю, где будем менять тенге на рубли. Вроде и денег осталось немного (я даже не помнил, сколько), но на границе вроде как нет пунктов обмена, а кружить по городу в поисках банка не хочется.

На трассе упираемся в хвост старой "японки", пятеро ребят едут 70 по пустой дороге. Начинаю их обгонять — резко ускоряются. Ладно, думаю, поеду следом, не принципиально. А они снова сбавляют до 70-ти. И так три раза. Причём судя по тому, как трое пацанов на заднем сиденье периодически оглядывались на нас, мы поняли, что эта ситуация их тоже забавляет. Слегка разозлился.

На длинном пустом участке дороги немецкие лошади оказались быстрее японских. И на этой радостной ноте въезжаем в город с красивым названием Орал (Уральск), где навстречу в тот момент ехала машина ДПС с радаром. Включили мигалки, заморгали дальним светом, останавливаюсь.

К счастью, успел оттормозиться до 75, но все равно нарушение. Сотрудники сразу начинают создавать видимость заполнения протокола, пару раз спрашивая, сознаюсь ли, что нарушил, и мой ли это зелёный микроавтобус на их красивом фото.

Да, говорю, нарушил, пишите постановление. Мне всё равно в банк надо.

— Так сегодня же воскресенье, все банки закрыты. А ты что, уже на границу идёшь?
— Ну да.


ДПСники забавно смотрят друг на друга, понимая, что их писанина на первом же перекрёстке полетит в мусорный бак. Затем старший вкрадчивым голосом спрашивает:

— А нет ли у вас возможности оплатить штраф на месте? 12600 тенге. (это примерно 2300 рублей)
— Легко, но у меня только мелочь, картой можно?


Мужики снова зависают.

— У нас терминал в другой машине, в этой нет.
— Чем я могу вам помочь?
— Оставляй мелочь.


28. Так я заплатил самый маленький штраф за превышение скорости в своей жизни, в 5 раз меньше официальной суммы, и это устроило обе стороны. Заодно проблема обмена денег решилась сама собой! В Аральске заправляем полный бак, оплачиваем картой — и вперёд, в Россию!


29. Очередь на границе. Хорошо, что нам в другую сторону. Напомню, что сейчас негласно действуют чуть другие правила, граждане с паспортами России и Казахстана смело объезжают "пробку", подъезжают к шлагбауму и их запускают фактически без очереди. Если про это не знать, стоять можно очень долго. Раньше было по-другому, очередь была одна для всех.


30. После границы радостно звоним близким, делимся впечатлениями. Родные края и названия русских городов. Самара, Жигулёвск, Сызрань, Кузнецк, встаём в лесу чуть не доезжая до Пензы. Вокруг поля, сосны и берёзки, от которых уже успели отвыкнуть.


15 октября. Утром снял с ноги ползущего клеща — к счастью, не успел впиться. Ещё 650 километров — и вот наконец-то мы дома! Где за это время ничего не изменилось, лишь вещи слегка покрылись пылью. Довольный Витюшка бегал по комнатам и радовался своим игрушкам.

Вроде бы только вчера ещё был август и мы стартовали в Большое Путешествие, а два с половиной месяца и 13 500 километров пролетели как один миг.

Но за это время мы успели увидеть: вершины Памира, пик Ленина, высокогорные озёра, ущелья Тянь-Шаня, "море" Иссык-Куля и потрясающее звёздное небо, которое бывает только высоко в горах! Небольшое пятиминутное видео с лучшими воспоминаниями напоследок:



Трек поездки 2018-08 Kyrgyzstan.zip:
https://yadi.sk/d/b-3-a6yhH87Ztg

Рассказ о семейном путешествии в Киргизию занял у меня больше года. Очень надеюсь, что было интересно! Следующие части будут посвящены новым поездкам (уже по России) и строительству нашего полноприводного кемпера!

Tags: 2018, 2018 В Киргизию за звёздами, Буся, Видео, Виктор Денисович, Гроза/Молнии, Закаты, Звездные треки, Звезды, Казахстан, Кыргызстан, Млечный Путь, Мы, Ночное фото, Путешествия, Рассветы, Степь, Таймлапс, Трек, Туман
Subscribe

Posts from This Journal “2018 В Киргизию за звёздами” Tag

  • Прощание с Киргизией

    Рассказ о заключительных днях нашего семейного путешествия длиною в два с половиной месяца по красивейшей горной стране. 1. Несколько дней,…

  • Секретное озеро

    Та самая "изюминка", которую решили приберечь на конец нашего долгого путешествия по Республике Кыргызстан, или рассказ о нескольких…

  • Ущелье Ак-Тюз

    Наша поездка по Кыргызстану подходила к концу, но оставалось ещё одно ущелье, которое мы запланировали к посещению после того, как выехали на…

  • Чон-Кемин

    Красивое ущелье на севере Киргизии, протянувшееся вдоль границы с Казахстаном. Мы решили отправиться туда совершенно случайно — изначально в…

  • Ночь в Григорьевском ущелье

    Северный берег озера Иссык-Куль славится своими красивейшими горными ущельями. Именно здесь семь лет назад и началось наше знакомство с…

  • Вдоль границы с Казахстаном

    На самом востоке Киргизии есть очень интересная дорога, проходящая по глубокому ущелью реки Каркыра. Горы с одной стороны реки принадлежат…

  • Комариный пляж, или настоящее волшебство Иссык-Куля

    Когда двигаешься по трассе вдоль южного берега Иссык-Куля, при подъезде к Караколу по левую руку появляется гора Оргочор с одинокой телевышкой на…

  • Красота парящих гор

    Небольшая подборка пейзажных фотографий одной из самых живописных дорог Киргизии, ведущей в город-призрак Иныльчек через ущелья Тургенаксу и…

  • Город-призрак Иныльчек

    Когда во времена позднего СССР в долине реки Иныльчек были найдены залежи вольфрама, олова, молибдена и других полезных ископаемых, то руководство…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments