?

Log in

No account? Create an account
Mongol

frantsouzov

Навстречу приключениям!

Журнал про наши путешествия


Previous Entry Share Flag Next Entry
Плато Арабель — Поездка к руднику Кумтор
Mongol
frantsouzov


В горах всё очень сильно зависит от погоды. Когда мы днём ранее поднялись на перевал Суек (4040 метров, одно из самых высоких мест Киргизии, доступное практически для любого автомобиля), то оказались перед мучительным выбором: стоит ли ехать дальше в сторону границы с Китаем, когда вдалеке хмурые тучи и вовсю идёт снег? Тогда решили, что лучше развернуться и спуститься на плато, но стоит попробовать вернуться в другой день — возможно, с погодой повезёт больше.

1. Переночевав на Иссык-Куле, следующим утром встали пораньше, быстро собрались (привыкнув к неспешной и размеренной жизни в машине, для нас это было целым событием) и отправились в ущелье Барскоон. Несмотря на крутой подъём, микроавтобус с двухлитровым битурбодизелем откровенно радовал каким-то смешным расходом в 12 литров на сотню. Но с каждой следующей сотней метров набора высоты столбик термометра опускался вниз, а надежды на хорошую погоду в горах улетучивались.


2. Название ущелья переводится как "Барсовы слёзы" — здесь находятся несколько красивых и мощных водопадов, но, к сожалению, с дороги более-менее хорошо заметен лишь один, а к остальным надо идти пешком. На дворе середина сентября, так что поток воды не такой впечатляющий, как весной.


3. За какой-то час практически без остановок мы "взлетаем" на высоту 3800 метров и снова попадаем в белое безмолвие. По сравнению со вчерашним днём здесь ничего не изменилось.


4. Снежная шапка размером с пятиэтажный дом на вершине горы.


5. Высокогорное плато, холод и снег.


6. Но в тот день каким-то чудесным образом был штиль. То есть ветер как бы не прекращался, но при этом зеркало многочисленных луж и озёр было спокойным и отражало окружающие нас вершины. Только эти виды стоили того, чтобы снова сюда приехать!


7. По пути встречаем колонну, двигающуюся с рудника Кумтор, разработкой которого занимается канадская компания Centrerra Gold. Проносящаяся мимо американские машины откровенно радует звуком многолитровых моторов. Флажок на кузове пикапа служит дополнительным ориентиром для водителей тягачей, бульдозеров и прочей горной техники: впереди ребят ждёт непростой спуск по извилистому серпантину. Качество укатанного грейдера, как я уже рассказывал, просто потрясающее: на прямых участках грузовики держат скорость 80-90 километров в час, и обогнать их становится весьма непростым делом.


8. За 20 лет, с 1997 по 2017 год, как утверждает Википедия, на Кумторе добыто 357 тонн золота, а вообще это второе в мире высокогорное золоторудное предприятие, которое по высоте расположения уступает лишь месторождению в Перу.


9. Вскоре мы упёрлись в шлагбаум КПП и дальше нас, вполне ожидаемо, не пропустили. За месторождением находится ледник Петрова, но без разрешения от администрации туда, к сожалению, не попасть. Возле склона горы яркими пятнами стоят сотни контейнеров — оборудование и бытовки рабочих.


10. В 2015 году с погодой нам повезло больше, поэтому вот несколько фотографий четырёхлетней давности. Склон горы словно срезан рифлёным ножом. Месторождение было открыто в 1978 году, ещё при СССР, но тогда его разработка была признана экономически нецелесообразной. После распада Союза Киргизия заключила соглашение с канадской компанией, и в 1997 году была начата добыча золота. Завершение горных работ в карьере рудника планируется в 2023 году, а период переработки руды на золотоизвлекательной фабрике продлится до 2026 года.


11. И немного видов с высоты. Река Арабель, давшая название плато. Слева виднеются разноцветные контейнеры, а прямо по центру — изрезанные полосками склоны гор.


12. Где-то там вдалеке погранзона с Китаем, куда мы в прошлом году безуспешно пытались попасть. Но на жёстком диске по-прежнему пылятся неразобранные фотографии нашей поездки по тем краям на Внедорожном Кемпере, так что следующие части рассказа будут как раз про те красивые места.


13. Но вернёмся к нашему повествованию. Резкий набор высоты за короткое время дал о себе знать — супруга "обрадовала" новостью, что у неё сильно болит голова. Тем более, накануне на Иссык-Куле было холодно и мы слегка подмёрзли, а высота, видимо, просто усилила эффект. Начали искать съезд с дороги: движение здесь редкое, но те машины, которые всё же ездят, передвигаются на большой скорости.


Съехал на сухую с виду траву, проезжаю метров двадцать и чувствую, что наш полноприводный микроавтобус как-то очень тяжёло идёт. Смотрю в зеркало — оказывается, мы нарезаем довольно глубокую колею по мягкой сырой земле. С трудом выбрались задним ходом — у Буси "мокрый" робот DSG7 DQ500, коробка хорошая и надёжная, первая передача короткая, а вот передаточное число задней находится где-то посередине между первой и второй скоростями. В итоге двигать назад тяжёлую машину мотору откровенно сложно, приходится сильно нажимать на педаль газа, а "робот" при этом поджигает сцепление.

14. Вскоре нашли хороший съезд к небольшому озеру, отсыпанный щебёнкой, и встали возле самого берега. После горячего чая с печеньем самочувствие и настроение сразу улучшились. Ещё откровенно радовало то, что автономный отопитель "Вебасто", обогревающий салон, нормально работал на такой большой высоте.


15. На улице +5, но нет пронизывающего ветра, так что с удовольствием гуляем по берегу.


16. Отражения гор и мрачного неба в зеркале озера. Похоже на компьютерную графику, но нет.


17. Наш экспедиционный дом на колёсах. Всё своё возим с собой!


18. Немного поколесили по плато в поисках интересных ракурсов.


19. Окружающие вершины здесь кажутся не столь огромными, потому что стоят рядом с тобой, а снег начинается практически с уровня дороги. Плюс высота в 3800 метров над уровнем моря всё-таки очень хорошо чувствуется. В общем, достаточно самобытное и непохожее на другие место.


20. Решили остановиться на обед. Пока жена варила вкусные домашние пельмени, купленные накануне в одной из деревень, я занялся интервальной съёмкой. Но что-то на этом месте мне прямо-таки не везло. Вначале села батарейка на камере, отсняв примерно половину из четырёхсот фотографий. Поменял, поставил всё сначала — сел аккумулятор на слайдере, и мотор перестал двигать камеру по рельсе.


21. На третий раз было вообще смешно: приехали путешественники на Дефендере с английскими номерами, припарковались в паре десятков метров от работающего фотоаппарата, открыли капот и начали что-то делать с двигателем. А я даже в мыслях не смог на них выругаться, потому что вспомнил, как мы после тяжёлого подъёма дважды кипели на этом же самом месте на нашем Дефендере. :)


22. Озёрная гладь, хмурые тучи и "шахта гномов" вдалеке. Моё любимое место на плато Арабель.


Мрачная погода, закат в горах, яркий Млечный путь и около 8000 фотографий, превратившихся в четыре с половиной минуты видео. Очень советую смотреть на большом экране в максимальном качестве 4К. Приятного просмотра!


23. Через какой-то час погода начала портиться. Похоже на стену дождя впереди, но это снег.


24. Видимо, в ту поездку была не судьба застать ясную погоду на плато. Поздно мы приехали, середина сентября как-никак. Хотя даже летом здесь холодно, а горы и окружающие виды больше всего напоминают Памир, что не удивительно, учитывая их практически общую высоту.


25. Вечер того дня оказался неожиданно богат на "интересные встречи". По пути вниз нас остановил местный дедушка, спускавшийся по этому серпантину пешком. Попросил подвезти до посёлка Барскоон, куда только по прямой на карте было 25 километров, а глядя на извилистые горные дороги, идти ему предстояло сильно больше тридцатки. Учитывая, что с транспортом в тех краях напряжёнка, мы, разумеется, согласились. Когда он сел в машину, стало понятно, что дед "горной закалки" и сильно навеселе, дорога в посёлок среди ночи ему вполне по плечу, так что он особенно не переживал на эту тему.


По пути рассказывал, как служил на Кольском в 72 году, что раньше здесь стояли пограничники и не пускали машины наверх без разрешений, золото начали добывать еще при СССР, тогда же жилось лучше, а Путин хороший и сильный президент. И вообще здорово, что мы в третий раз приезжаем в Киргизию, здесь гостям всегда рады, ночевать надо ехать к нему домой, у них есть свободная комната. Мы вежливо поблагодарили дедушку, сказали, что в следующий раз обязательно, высадили его в посёлке и отправились на берег Иссык-Куля. Проехали по трассе, чтобы найти тихое место подальше от населённого пункта, благо что внизу был штиль и +19.

26. Здесь нас ждала "интересная встреча №2". Только поставили машину, как буквально из ниоткуда на берегу появился какой-то мужик. Волосы светлые, видно, что русский, давно небритый, у него были невероятно голубые глаза, как у Голума из "Властелина колец" — поначалу я даже решил, что носит цветные контактные линзы, но на бородатого любителя артхауса и смузи он точно не походил. Через плечо была перекинута большая сумка, накрытая старой курткой, а левая рука перевязана самодельной повязкой.


Поздоровался с нами и сходу начал рассказывать свою непростую историю о том, как отсидел срок, вышел на волю и тут же потерял все документы.

— А после зоны бумаги сложно восстановить, САМ ЖЕ ЗНАЕШЬ, БРАТАН?

Хотел было ему сказать, что пару недель назад в Бишкеке в Центре обслуживания населения (аналог наших "Госуслуг") нам легко и быстро сделали временную регистрацию в стране на полгода, наверное, и ему стоит туда обратиться, но потом что-то подумал, что бывший зек может не уловить глубину мысли.

"Приехал работать на Иссык-Куль, построил мужику забор, а он меня кинул на деньги и прогнал, а по пути обратно меня напоили, гоп-стопнули и все вещи отобрали. А два дня назад на берегу укусила в руку змея, пришлось перевязать. Хочешь покажу?"

В общем, стандартная история о том, как хороший парень попал в сложную жизненную ситуацию. При этом рассказывал её мужик, прямо-таки излучая доброту вокруг.

— Братан, не знаешь, сколько до Бишкека? Километров 800? О, 250 всего? Уже хорошо! Мне бы рублей 300 на маршрутку, очень сильно бы выручил!

У меня оставалось 150 сомов мелкими купюрами, я отдал их ему с напутствием, что здесь на берегу он маршрутку точно не поймает, так что лучше ему уйти отсюда на трассу, а нам надо кормить ужином ребёнка.

— Пацан есть хочет? Так давай я тебе дичь подгоню!

Снимает куртку с сумки, а там у него 4 мелких курицы со связанными лапами.

— Нож есть? Сейчас быстро разделаем, приготовишь еду. Они нормальные, не больные.

27. Резать голову курице в компании бывшего зека не входило в мои планы на тот вечер, поэтому пришлось вежливо отказаться. Сказал, что сейчас не надо, а в следующий раз обязательно возьму. Мужик исчез столь же внезапно, как и появился. Небо ближе к вечеру начало затягивать, а в горах бушевала непогода — вовремя мы оттуда уехали. Точку менять уже не хотелось, встали на лагерь, подняли крышу и решили устроить уютный вечер в семейном кругу с ужином при свечах и просмотром кино на ноутбуке.


На северной стороне Иссык-Куля было ясно, так что я поставил камеру на ночную съёмку у кромки воды. Минут через тридцать, вспомнив про дневные неприятности с севшими аккумуляторами на Барскооне, я решил сбегать проверить фотоаппарат. Оказалось, что очень вовремя — на озере начался прилив и низкий штатив уже наполовину стоял в воде, а камера вся была в брызгах от волн. Утопить "Фуджа" в чистой воде киргизского "моря" было бы очень эпично.

28. Один из вопросов, которые мне часто задают — "на что снимаешь". Как известно, лучшая камера — это та, которая в нужный момент у тебя под рукой. Заметив шевеление на земле, под рукой оказался только древний Айфон 7. Тарантул был не прочь попозировать. А ведь когда-то для подобного нужна была большая зеркалка и макрообъектив. На улице уже давно темно, паучок освещается крошечной диодной лампой, которая висит на пассажирской двери Буси (предыдущее фото).


Так бы тот день и закончился, если бы ровно в полночь не приехала машина с местными и не встала на берегу в двадцати метрах от нас. Причём на песок они не стали выезжать, так что мы, спрятавшись за высоким кустом, остались для них незамеченными. Послышался звон стаканов.

Жена спросонья поинтересовалась, мол, а чего это они бухают? Ты что, говорю, забыла, сегодня же четверг! Аа, ну да, точно! По голосам там было четыре человека, двое оживлённо спорили друг с другом, третий всё время над ними смеялся, а четвёртый регулярно пытался приобщиться к дискуссии, но у него получался только один странный звук "арггг", и на этом всё. Пикантность ситуации добавляло то, что где-то посередине между нашими машинами стоял фотоаппарат и снимал звёздное небо, к счастью, с выключенным экраном.

Отмечание четверга длилось ровно 40 минут, после чего машина растворилась в ночи под красивую кыргызскую музыку.

В следующей части расскажу про наши приключения вдоль китайской границы, так что продолжение следует!



Posts from This Journal by “2018 В Киргизию за звёздами” Tag


  • 1
А где фото пельменей?

Забыл сделать, каюсь :)

На озере прилив? Почему-то на Чёрном море его не замечал, а там есть?

Да, как оказалось, регулярный. Вода постоянно становится выше-ниже и меняет кромку песчаного берега. Видимо, слишком уж большое озеро.

красивые фото и рассказ..

Спасибо, рад, что понравилось!

Спасибо! В следующих частях будет красивее. И виды с дрона, и общий масштаб.

Все без ума от Арабеля :))) а вот у меня о нём не очень воспоминания, всегда ветер, сыро, холодно, кругом болотца в которые легко вляпаться, бр-р...

Про пограничников в Барскауне дедуля прогнал, отродясь их там не было. Там до границы-то черт-те сколько... как до Китая, бггг.

Нам Арабель очень понравился, но с заболоченной местностью надо быть аккуратным, да.
Про пограничников дед упоминал не в Барскооне, а в КПП перед первым серпантином. Что раньше пропуска проверяли там, а это примерно 25 километров от Барскоона. И на Драйв2 в комментариях мне то же самое писали, что раньше напротив КПП стояли казармы с погранцами. Сейчас проезд свободный, только паспортные данные переписывают.

Зато по дороге на Инылчек раньше КПП стоял на мосту перед Инылчеком (в 2012 и 2015 годах было так), а сейчас его сделали ближе километров на 20, стоит на развилке дорог, когда прямо вдоль обрыва путь к шахтёрскому городу, а налево уходит дорога в сторону границы с Казахстаном. Про это ещё чуть позже расскажу.

Может это уже в 90-ые годы, когда канадцы начали разработку? в советское время Барскаун вообще был заброшенным ущельем с хилой грунтовкой, основная дорога через хребет шла через Тосор. И никакого золота там не добывали, вот сто пудов. Я в восьмидесятых там работал у геологов...
Замечательное место было. Вообще это, по-моему, самое красивое ущелье южного берега, и при этом нетронутое. Река, ручьи, водопады, цветов море. Грибы :)))
Сейчас же проходной двор, особенно часть до водопадов. Загадили всё :(((

С Иныльчеком-то понятно, там как раз приграничная зона.

Вполне может быть, что казармы позже появились. Сейчас, конечно, там много туристов в сезон, но место как-никак уникальное. Нам повезло, были там в середине сентября, людей практически не встречали, за исключением местных жителей и путешественников на Дефендере. А к водопадам пешком далеко идти от дороги, не знаете?

До первого близко. Ну минут пять, наверное, или меньше. И тропа хорошая.

А до того, который виден с дороги, "Слёзы барса", там потяжелее. И дальше он, и подъём очень приличный. Да и в конце уже приходится лезть по камням.

Если интересно, пара моих посещений ущелья
https://klapaucy.livejournal.com/65745.html
https://klapaucy.livejournal.com/88369.html

А, так это и есть "Слёзы барса"? Интересно, мы его не узнали, так как на чужих фотографиях он был более мощным и полноводным. Спасибо за уточнение. Ссылки сейчас посмотрю!

Ну так вы были не в сезон. Летом он весьма впечатляет...

Красивые места, отражение в непогоду от зеркальных озёр и луж - большая удача.

Да, если учесть, что там постоянно холод и ветер, застать штиль в такую погоду — это нам очень повезло!
Спасибо!

  • 1