?

Log in

No account? Create an account
Mongol

frantsouzov

Навстречу приключениям!

Журнал про наши путешествия


Previous Entry Share Flag Next Entry
Плато Арабель — Белое безмолвие
Mongol
frantsouzov


Одна из самых высоких дорог в Киргизии, доступная для любого автомобиля. Место, где даже летом царят снег, холод и ветра. Рассказ о том, как наша команда впервые преодолела отметку в 4000 метров над уровнем моря с двухлетним малышом. :)

Ночевать в кемпере на берегу тёплого озера — это, конечно, здорово, но только не во время грозы, которая тем утром началась в 5 утра. Машину с поднятой крышей знатно раскачивало из стороны в сторону, а опустить "второй этаж" я не мог: за несколько дней стоянки на берегу Иссык-Куля постоянно работающий ноутбук практически полностью высосал три салонных аккумулятора. Чтобы их подзарядить, надо было заводить мотор, чтобы его завести — нажать на педаль тормоза, а так как передние сиденья были заняты манежем Виктора, для этого пришлось бы выходить на улицу и обходить наш кемперочек вокруг. Чего во время грозы делать совсем не хотелось, так что продолжил свой сон под "комфортное раскачивание" домика на колёсах.

В итоге дрыхли аж до 9-30 утра, проспав красивый послегрозовой рассвет. Потом решили, что "тюленить" на берегу как-то поднадоело, тем более, что последние 10 дней мы провели на пляже, изредка меняя места стоянок. Раз так, то надо отправляться в горы! Погода начала портиться, и даже "внизу" утром было 17 градусов и порывистый ветер, но это всё мелочи. В горах хотелось провести несколько дней, а значит, надо пополнить запасы еды и воды, которые практически подошли к концу.

1. Посёлок Тамга, известный своим санаторием Министерства Обороны Республики Кыргызстан. На краю небольшой сопки в 90-е годы кто-то из влиятельных местных жителей установил бывший боевой самолёт. Учитывая, что рядом находится заброшенный аэродром, а с площадки открывается прекрасный вид на Иссык-Куль, начинаешь представлять себе, какая картина возникала перед пилотами во время взлёта.


В посёлке были очень рады найти крупный по здешним меркам супермаркет — вдоль трассы в основном расположены маленькие магазинчики, а здесь было прямо-таки большое советское здание с неплохим выбором продуктов и вещей.

За время стоянки на берегу мы, видимо, слегка "одичали" и проголодались, потому что принялись радостно набирать продукты с полок, а так как никаких корзинок на входе не было (продавщица сказала, чтобы приезжали в следующем году — планируют их приобрести к тому времени), то приходилось всё расставлять на коробках вокруг кассы, которая, видимо, тоже не была рассчитана на то, что кто-то будет "закупаться оптом".

Девушка считала каждую принесённую вещь на калькуляторе, записывала всё в тетрадку, время от времени приходили другие посетители, она считала их покупки, потом пересчитывала наши, сверяясь с записями — в общем, обычная суета и неразбериха Средней Азии. Но магазин запомнился другим: в лучших традициях сотовых операторов "большой тройки" хозяйка магазина втихаря "подключила" нам услугу "Рекомендовано вам", которая, разумеется, оказалась платной. Когда мы принялись разбирать купленное в машине, то нашли в пакетах вещи и еду, которые ни я, ни супруга не покупали: сок, сладости к чаю и даже какие-то детские игрушки. Впрочем, в итоге возвращать ничего не стали, видимо, на это и был расчёт. :)

Теперь что касается воды. В 2012 году мне запомнилось, что колонки с водой были в Киргизии чуть ли не на каждом перекрёстке. В Тамге они тоже присутствовали, но только не работали, а из одной почему-то шёл воздух. Местные рассказали нам, что дома подключают к централизованному водопроводу, так что уличные колонки становятся не нужны, и их потихоньку срезают на металл предприимчивые энтузиасты. Вот такой вот негативный эффект от наступающей цивилизации, который довелось испытать на себе. В итоге воду набрали только на выезде из соседнего посёлка Барскоон.

2. Оттуда уже отправились в одноимённое ущелье, название которого переводится как "Барсовы слёзы" (по причине нескольких красивых водопадов в горах). К золотоносному руднику Кумтор, разработкой которого занимается канадская компания Centerra Gold, и который даёт около трети бюджета всей республики, ведёт грейдер. Казалось бы, обычная грунтовая дорога, но канадцы за ним очень тщательно следят: постоянно проливают водой и ремонтируют неровности. В результате, несмотря на обилие тяжёлых фур и прочей техники, на легковой машине можно запросто ехать 90-100 километров в час, словно по отличному асфальту, а от возможного превышения скорости останавливает не гипотетическая встреча с сотрудниками ДПС, а потрясающие виды, ради которых приходится останавливаться каждые несколько километров.


3. В этих краях любил отдыхать Юрий Гагарин, оно и не удивительно — места просто потрясающие.


4. Сравните фотографию со снимком №2. Пока мы ехали несколько километров, погода очень сильно поменялась.


5. "Небесные горы" Тянь-Шаня, парящие над землёй. Хочется остановиться на пару часов и насладиться моментом, но мы потеряли в магазине слишком много времени, так что приходится двигаться дальше.


6. Перед крутым серпантином отметились на КПП, высота 2770 метров, от берега озера мы поднялись на километр с хвостиком (Иссык-Куль находится на высоте 1600 метров). В 2015 году меня здесь "развели" на 100 рублей за въезд, который на самом деле бесплатный. Впрочем, деньги небольшие, настроение было хорошим, так что качать права по поводу выдачи квитанции я тогда не стал. Сейчас же охрана поинтересовалась, сколько нас и откуда приехали, а один из мужиков рассказал, что 20 лет проработал в Подмосковье водителем электрички. Ещё мужики поведали, что ночью был снег и местные не смогли "взять" перевал в сторону посёлка Кара-Сай. Я же перед подъёмом фотографирую очередной дорожный знак в свою коллекцию.


7. Знак, впрочем, не соврал — у затяжного серпантина мы насчитали целых 14 петель! Перевал Сары-Муйнак можно перевести как "Светлая точка" (или "Светлая метка").


8. Крошечное здание с голубой крышей в нижней части фото — это и есть КПП, на котором мы были 15 минут назад. Как вам вид на ущелье Барскоон?


9. А вот и сам серпантин, его петли были пронумерованы: если вдруг с техникой что-то случается, сразу понятно, куда именно надо ехать ремонтной бригаде. За каких-то три километра пути мы набрали почти 700 метров высоты.


10. Но это далеко не всё, впереди нас ждёт ещё 600 метров набора высоты. Выпавший ночью снег растаял под солнцем, идеальная дорога превратилась в скользкое месиво, на поворотах Буся забавно виляла хвостом и моргала лампочкой системы стабилизации. Впрочем, надо отдать должное канадцам — во время подъёма мы насчитали два работающих бульдозера, которые отвалами выравнивали грейдер после проехавшей техники.


11. После очередного поворота сворачиваем с дороги и взлетаем на вершину холма.


12. Фото с высоты 3800 метров. Как видите, дрон здесь даже не нужен. :) Осталось буквально чуть-чуть...


13. Очень необычные ощущения, когда за какие-то полтора часа из лета на озере Иссык-Куль вдруг оказываешься среди белого безмолвия высокогорного плато Арабель. Середина сентября, а здесь уже снег, но при этом вода ещё не успела замёрзнуть.


14. Просторы вокруг сложно описать словами, поэтому всё-таки приходит на помощь дрон. Где-то возле тех гор находится единственный перекрёсток на этой дороге. На фото видна река Арабель, давшая название плато.


15. Температура падает вначале до +4, а потом и до полутора градусов. Вокруг ни единой души. Фотографии тоже получаются с оттенками минимализма, но именно такое настроение в кадрах я ценю больше всего. Когда остаётся только главное, а всё лишнее исчезает само собой.


16. На единственном перекрёстке главная дорога уходит налево, в сторону прииска Кумтор. А если отправиться прямо, то дорога через перевал приведёт к посёлку Кара-Сай, где находится погранзастава: через 30 километров начинаются земли Китая. Благо что на этот раз пропуска у нас оформлены, так что решаем отправиться именно туда. На перекрёстке стояли два новеньких 78-х "крузака", водители и пассажиры которых выпивали на капоте "за перевал". Они помахали нам руками, предлагая присоединиться, но мы решили ехать.


17. Ну а дальше начался крутой подъём, в самом начале которого поперёк дороги стоял грузовик местных (я почему-то его не сфотографировал). Мужики рассказали, что до перевала полтора километра, но подняться по снегу они не смогли, а так как машина длинная, то пришлось сдавать назад до этого места, где во время разворота они застряли. Мы предложили помощь, но они почему-то отказались, сказали, что сейчас накидают камней под заднее колесо и выберутся сами. Впрочем, тянуть тросом было просто некуда, так что объехали их сбоку и отправились дальше.


18. Я доехал до места, с которого было видно, что через пару сотен метров следы машины заканчиваются, начинается свежий снег, и, дабы не повторять их ошибок, отправился на пешую разведку в лёгкой флисовке и летних тапках.


Когда дошёл до снега, услышал, что сзади кто-то сигналит. Оборачиваюсь — а нас уже подперли те два "крузака", причём разъехаться с ними на горной дороге не представляется возможным. А раз так, то и выбора у нас не остаётся — только вперёд! Пока бежал обратно, несколько раз чуть не упал и надышался холодного воздуха.
https://instagram.com/p/BnvGhU_lWG3

19. На всякий случай включаю блокировку заднего моста, перевожу коробку в ручной режим — и вот Буся, задорно виляя задом и разбрасывая комья земли, упрямо мчится к вершине, подгоняемая нашими молитвами. Несколько минут страха, после которых мы уже ищем ракурс для семейной фотосессии на перевале Суек. ГПС показывает "красивую" высоту 4040 метров, а Виктор Денисович отмечает для себя "новый рекорд". Нам же с двумя таксами доводилось забираться повыше, но у Витюшки всё ещё впереди.


20. Ровно 6 лет назад мы стояли на этом же самом месте, но тремя экипажами. Тогда Дефендер впервые закипел на крутом подъёме и выплюнул наружу весь антифриз, запасов которого у нас не оказалось. А ещё не было пропусков в погранзону, так что пришлось разворачиваться назад. Помню, Алексей Климов тогда сильно переживал из-за этого, да и мы, чего скрывать, тоже были расстроены. Сейчас снова стоим на перевале, машина исправна, еды и топлива полно, пропуска оформлены, но пятая точка настойчиво твердит, что ехать нам туда не надо: места суровые, дорога единственная (для нас) и непростая, если выпадет снег, то можем остаться тут надолго. Видно, что впереди бушует непогода, а за теми дальними горами уже начинается Китай. При этом времени три часа дня, сгонять туда-обратно до темноты, наверное, не успеем. В общем, опять то же место, опять непростое решение возвращаться.


21. Пока мы размышляли, что делать дальше, на перевал поднялся пастух на лошади. Отличный транспорт — пройдёт везде! Только холодно на нём, так что мужик сразу попросил у нас водки или спирта и очень расстроился, узнав, что "ничего нет". Сказал, что с каждым днём погода всё хуже, ещё неделю назад могли бы проехать без проблем. А сейчас им надо спускать вниз скот, молодняк хотят везти в кузове грузовика, который не может подняться. Напоследок рассказал, что второе название этого места — "перевал костей", мол, многим с непривычки становилось плохо от резкого набора высоты и люди здесь умирали. Не знаю, правда это или его выдумка, но из песни, как говорится, слов не выкинешь. Попрощавшись, мы поехали вниз к перекрёстку.


22. Каждый раз, когда проезжаю мимо этого места, возникает ощущение, что из вон той шахты вдалеке (которая на самом деле насыпь старого моста) вылезут гномы с тележкой, полной золота. А вообще плато сильно впечатляет именно своей атмосферой холода, спокойствия и умиротворённости.


23. Тем временем, пробежка по дороге даёт о себе знать: начинаю кашлять, причем не в горле першит, а где-то уже глубоко. Раз так, встаём на лагерь, тем более, что семья уже проголодалась. Юля заваривает чай с лимоном, а я решаю воспользоваться проверенным способом: включаю одновременно печку и кондиционер, наклоняюсь к дефлектору и начинаю глубоко дышать сухим горячим воздухом. Такая вот ингаляция в полевых условиях, которая, кстати, уже помогала, когда зимой провалился под лёд в Карелии. Этим же методом сушил утонувшую тогда со мной новенькую беззеркалку, которая, кстати, после сушки без проблем проработала полтора года и затем нашла себе нового владельца.


Забавное наблюдение: на такой высоте стрелка тахометра не опускалась ниже 1100 оборотов в минуту, в то время как обычные обороты холостого хода — 850. Пробовал глушить машину, но после повторного запуска двигателя ничего не изменилось.

24. Начали думать, что делать дальше. Плато само по себе очень красивое, хотелось ещё покататься по нему, чтобы "наесться" окружающими видами. Как вариант — можно было бы остаться лагерем прямо на этом месте, но всё-таки наш автодом был довольно тесным для трёх людей и двух собак. Находиться долгое время внутри некомфортно, потому что вещей много, а места мало. И на улицу при этом надолго не выйдешь. Внутри тепло и можно сидеть в майке и шортах, что мы обычно и делали, но как только открываешь боковую или заднюю дверь, машину сразу продувает насквозь. На картинках с тегом #Vanlife в инстаграме всё обычно легко и красиво, но реальная "жизнь в фургоне" отличается от постановочных фотографий.


25. Погода стремительно портилась, снова пошёл снег. И главное — звёздного неба ночью явно не будет. А раз так, то особого смысла ночевать именно здесь вообще нет. Тем более, что ночью запросто может быть минус, а у нас в баке летняя солярка. Про интересный опыт, когда в снегопад не можешь завести мотор далеко в горах, я как-нибудь обязательно расскажу.


26. Посовещавшись, мы решили спускаться обратно к Иссык-Кулю, где хотя бы будет тепло. Просто ехать неспешно, наслаждаться видами и периодически запускать дрон по пути.


27. Когда ветер ненадолго стихал, в зеркале воды отражались окружающие горы.


28. Ну а мы попробуем вернуться сюда на следующий день, так что у рассказа ещё будет продолжение, и даже в нескольких частях.


Традиционный ролик с видами с высоты птичьего полёта (очень советую смотреть на большом экране в максимальном качестве 4К):


29. "Проверили тормоза", "переключились на пониженную передачу" и, "опасаясь обвалов" поехали вниз – в строгости с предписаниями расставленных дорожных знаков, по пути радуясь, как показания расхода топлива на экране бортового компьютера падают с 22 до 14 литров на сотню.


30. Обычно я не люблю провода в кадре, но в данном случае, как мне кажется, они дают хорошее представление о крутизне спуска в долину,


Продолжение следует!


Posts from This Journal by “2018 В Киргизию за звёздами” Tag


  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Природа, Путешествия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

были там в июне месяце, снега в горах полно было :)

Мы в 2015 году были там в середине августа, снег при нас выпал :)

Я не удивлен, это же горы!
Хочу в поход :)

Тоже хотим куда-нибудь поехать, уже дома как-то скучновато стало. Ну и погода осенняя откровенно не радует… Хочется солнца и ярких красок, и чтобы стоять на краю обрыва, а сверху был вид на десятки километров :)))

ночной кошмар дизелиста, замерзшая летом соляра)))

Да, так оно и есть. Поэтому рисковать с семьёй не хотелось! :)))

Да она и зимой замерзает. Заправился в -15, ночью в -25 не завелся. Всё - жди потепления :(
Для тех, кому нужны пусковые качества в -50, вообще есть отдельные масла и отдельные виды топлива ( бензин тоже есть летний и есть зимний. А уж солярка вообще арктическая нужна) и отдельные прошивки ЭБУ, так как в обычных пуски в таких условиях не предусмотрены. Ну и, естественно, АПЖ на двигатель, облегчение пуска исправное ( свечи, ЭФУ, ТЭН на впуске), ёмкие аккумуляторы и спокойный экипаж. Когда экипаж истерит - работать не получается, маета одна.

арктику летом еще поискать надо, это как во владике шипы нужны полтора дня в году

Могу подсказать место, где она есть всегда. Там проводят климатические испытания круглогодично, поэтому топливо всегда меняется на арктическое.
Дорого.

Ну тут другое дело, что на дальняк большой запас с собой не возьмёшь. Плюс непонятно, в какой момент эту самую солярку заливать при наличии. Мы вот в 2015 году поднялись в горы, вечером гулял в майке и фотографировал звёзды на ясном небе, а утром за час-другой снега было уже по ступицу...

Для редких прихватов лучше возить антигель и лить его постоянно. Он, если честно, в лютый мороз, не поможет. А вот в небольшой заброс ниже нуля - вполне.

Шикарно!

У нас плато Арабель оставило самое ярчайшее впечатление за всю поездку.

вот мой вариант

https://max64ru.livejournal.com/387939.html

Денис, у тебя на фото виден антирадар. Он срабатывал на стационарные камеры?

У меня почему то нет, только на передвижные. Подумал, что киргизы закупили у китайцев какие то современные системы, работающие на других частотах.


Да, у нас, пожалуй, тоже (правда, после Пика Ленина). Очень красивое, суровое и холодное место.
Антирадар больше пригождался в Казахстане. В Киргизии, если честно, мы ездили с выключенным, потому что во время ночёвки в машине его постоянно работающий экран освещал салон, а включать-выключать каждый раз я как-то забывал :) Поэтому про камеры не скажу. Но у нас был один штраф в населённом пункте, когда не заметили знак 40 и ехали 50 с небольшим.

Супер место! И погода в самый раз, этот прерывистый покров первого снега. В прошлом году попал на такой сезон в Норвегии в командировке - очень похожие картины были. Только в Декабре.
Кстати, как вы снимаете машину с дрона, Юля за рулем или дроном управляет?

Спасибо! Иногда Юля за рулём, но редко. Обычно за рулём я, а дрон на автомате следит за машиной, я лишь корректирую расстояние между дроном и машиной и иногда увожу камеру в сторону, чтобы вид был сбоку. А так вообще у коптера довольно продвинутая автоматика слежения. Фантом 3 так не умел.

отчаянные! я одновременно так не могу, Ане руль отдаю.
Сопровождение у мэвик эйр тоже хорошо работает, но только на малой скорости, иначе отстает

Ну я в таких случаях включаю на коробке первую передачу и еду очень медленно, придерживая руль коленями. Юля при этом страхует руль с пассажирского сиденья. Дрон летит медленно, а видео потом ускоряем. Слежение в целом работает неплохо, но как только машина поднимается или спускается, дрон почему-то начинает её терять вместо того, чтобы изменять высоту своего полёта.

Задумался, а не устроить ли мне выезд через пару лет в том направлении...

На прошлой неделе метнулся в Оренбург и обратно, одним прохватом туда, одним прохватом обратно. Устал, конечно, но в целом гораздо лечге, чем опасался. Полагаю, если делать не более 800км в сутки, то будет вообще хорошо.

Если время позволяет, то ехать можно чем меньше — тем лучше. Мы вот пришли к оптимальному расстоянию в 500-600км на перегонах. Вроде и проезжаешь прилично, и не устаешь практически.

А вообще Киргизию я прямо-таки всем друзьям советую. Ехать, конечно, неблизко. Зато когда приехал, сплошные плюсы: все говорят по-русски, люди приветливые, природа потрясающая. Утром просыпаешься на тёплом Иссык-Куле, а через два часа можешь стоять среди снега и наслаждаться видами. Дороги в целом хорошие, но если захочется экстрима и приключений, тоже без проблем, на любой вкус, как говорится. Можно прилететь на самолёте и взять машину в аренду. Мне самому этот вариант не очень нравится, но многие люди делают именно так и вполне себе довольны. Если вещей немного, то вполне себе отличный вариант!

Мы были там в конце июля. Внизу плюс тридцать, наверху плюс четыре и гроза, а ты внутри грозовой тучи. Непередаваемое ощущение )) Но дорога наверх и наверху была сухой, если не считать того, что канадцы поливают ее от пыли. А на эту снежную кашу на подъеме даже смотреть жутковато.

Кстати, на сырте долго не могла понять, что не так с пейзажем. Потом дошло: снежные вершины вровень с тобой, а не высоко над головой, как обычно.

Да, такие вот контрасты в Киргизии очень радуют. Только купаешься в тёплом озере, а через пару часов уже стоишь посреди снега.
Кстати, да, на плато окружающие вершины кажутся невысокими, но при этом общая высота очень хорошо чувствуется — дышать тяжеловато, а уж бегать и подавно :)

Помню эти перевалы. Самый прикол оказался в том, что когда мы подкатили к водопадам, то оказалось, что забыли в отеле права и деньги. Сам водопад и туристическая суета вокруг не впечатлил. А вот дальше... Серпантин зачетный. На втором появилось странное ощущение, когда жмешь педаль в пол и еле тащишься вверх.

А вот верх не впечатлил. Забраться так далеко и найти родную тундру. Хотя, может, виной была низкая облачность, как дома осенью. Настроение сразу упало, доехали до козла повернули обратно. Застали идущие на рудник конвои. Машины там зачетные.
Дышать и гулять наверху затруднительно, и мне показалось, что окружающие нас озера золотистого цвета. То-то на обратном пути на КПП машину осматривают внимательно))

Мы как-то умудрились все разы проехать фактически мимо водопадов. Но ничего, будет повод вернуться! Людные места тоже стараемся избегать, если честно.
Наверху тундра, да, но всё-таки высота впечатляет! Сразу же чувствуется, что дышать стало тяжелее, и ходить вокруг машины тоже. Колонны американской техники там крутые, да. Один звук многолитровых моторов чего стоит :)

Грузовики у них - это Oshkosh, монстры из Канады. С одним из скаутов, которыеих сопровождают на Фордах, даже поговорили. Там, наверху запрещено обгонять конвои. До КПП их часто сопровождает полиция и ЧВК. Видели на дороге у Иссык-Куля как-то из проезд. Всех спихивают с дороги, охрана выглядит очень серьезно и это ни фига не киргизы.
На перекрестке к карьеру к нам еще подскакал пастух и хотел что-то впарить, но деньги остались в отеле. На КПП даже права или паспорт не спросили. Простые люди))

Благодарю за уточнение! Так их ещё и обогнать очень непросто! Идут 70-80-90, дорога не очень широкая, обгонять такую махину — ну его нафиг. Когда искал материал, то прочитал, что там за всё время работы рудника не было никаких серьёзных инцидентов с перевозкой золота.

  • 1