?

Log in

No account? Create an account
Mongol

frantsouzov

Навстречу приключениям!

Журнал про наши путешествия


Previous Entry Share Flag Next Entry
Перевал Тосор — Неудачный штурм на "Мультивэне"
Mongol
frantsouzov


Простояв лагерем на берегу Иссык-Куля около недели, "пятая точка" захотела приключений, которые мы и отправились искать на перевале Тосор на нашем полноприводном микроавтобусе. Но в тот день что-то пошло не так.

1. Вначале дорога была накатанная, но очень уж неровная, мы стравили шины до 2 атмосфер и машина пошла довольно мягко. А вот потом начался жесткач — разбросанные камни и глубокая колея. Друзья из Бишкека рассказали нам, что почти до самого верха грунтовка в хорошем состоянии, но... Несмотря на клиренс в 24 сантиметра до защиты, наш гружёный вещами микроавтобус начал регулярно цеплять валуны, а учитывая абсолютно плоское днище у машины — скрежет "от начал до конца" стоял крайне неприятный.


Так как мы всегда путешествуем одним экипажем, то стараемся крайне бережно относиться к экспедиционному автомобилю — на чужую помощь рассчитывать не приходится, а от исправной машины в далёкой поездке зависит практически всё.

В очередной раз провалившись колёсами в колею, решаю сдать назад, чтобы из неё выехать. Включаю "R" — раздаётся сплошной писк парктроника, как будто уткнулись бампером в стену, и через несколько секунд на экране магнитолы появляется ошибка "Оптический парковочный ассистент сейчас недоступен". А вообще подобный подход автопроизводителей, когда при неисправности одного датчика вырубается вся система целиком (хотя оставшиеся семь датчиков исправно работают), меня откровенно "радует".

Жена вышла осмотреться, пока бегала вокруг машины — упала и сильно ударилась коленкой об камень. А наверху, судя по тучам, начиналась гроза, небо затягивало на глазах.

В общем, мы решили "не упарываться", тем более, что все знаки говорили о том, что надо спускаться, развернулись и поехали вниз. Из 25 километров от трассы до перевала мы проехали 17, ну а обратная дорога оказалась существенно легче.

Тем же вечером друг из Бишкека прислал фотографии: его знакомые были на перевале на пару часов позже, но ехали на внедорожниках со стороны Нарына. В горах выпал снег, и ребята натурально пробивали себе дорогу. Середина сентября, как-никак.

В общем, очень правильно сделали, что решили развернуться. Ну и отдельно хотелось бы отметить, что за месяц путешествия это был первый раз, когда проходимости микроавтобуса нам не хватило, хотя к тому моменту мы умудрились посмотреть огромное количество красивых мест.

На этом увлекательный рассказ про штурм перевала можно было бы закончить, но я порылся в архивах и нашёл там снимки, сделанные в 2015 году, когда мы на самодельном кемпере всё-таки "взяли" заветную высоту Тосора. Так что, думаю, небольшой эскурс в прошлое будет вполне уместен.

2. Итак, тогда мы только-только спустились с Памира, посмотрели окрестности базового лагеря возле Пика Ленина и отправились в сторону Иссык-Куля через Нарын, откуда к киргизскому "морю" вело две дороги: скучная асфальтовая трасса через Кочкор и живописная грунтовка через высокогорный перевал. Наша машина плевалась антифризом, но мы были молоды и абсолютно никуда не спешили, поэтому предпочли "интересный" путь.


В Нарыне последовала череда неприятностей. Вначале в центре города в банке нам отказались менять рубли на сомы, хотя на табло с курсами российская валюта была указана. Вступили в небольшую полемику с кассиром, после чего та перестала понимать русский язык и вызвала охрану. Очень странно, учитывая, что потом я просто перешёл через дорогу и поменял деньги в банке напротив без вопросов и по более выгодному курсу.

Дальше мы решили покушать, нашли кафе для местных возле автовокзала. Ну, такое, знаете, чтобы было тесно, куча народа, жара и полчища мух, способствующих лучшему погружению в атмосферу. Заказали манты (традиционное блюдо, как наши пельмени, только большие), будучи уверенными, что уж с ними повар точно не накосячит, к тому же мы привыкли, что в Азии всё вкусно и недорого. Худших "восточных пельменей" есть не приходилось: толстый слой теста, куча лука и мяса — не соврать — с четверть чайной ложки. Э — экономия. В итоге решили, что лучше выедем из города, остановимся и приготовим обед сами.

3. Интересный "телепорт" через реку, подобные конструкции мы часто встречали в Киргизии и Таджикистане. За городом асфальт сразу кончился, а где-то впереди бодро ехал гружёный "ЗиЛ". Ну а дальше как в замедленном кино: я вижу застрявший булыжник между его спаренных колёс, потом этот булыжник вылетает, делает красивую дугу и — бам! Бьёт чётко по нашей крыше, хотя я и старался увернуться. Удар был такой, что задняя часть машины аж присела. А у нас там, между прочим, закреплены две здоровенные солнечные батареи!


Осмотр показал, что заднюю солнечную панель не спасло закалённое защитное стекло толщиной 5 миллиметров. Сам модуль оказался цел, а вот стекло покрылось паутиной трещин, из-за чего мощность упала где-то наполовину: если раньше панель выдавала 250 ватт, то после удара только 100-130, не более. Вот это было обидно прям до слёз. С тех пор, когда меня спрашивают, как отношусь к популярным ныне гибким солнечным модулям, то я рассказываю людям эту историю. Хорошая вещь, но до первого камня или первого града.

4. Живописное ущелье реки Нарын.


5. Виды существенно поменялись: если раньше горы казались пустыми и безжизненными, то теперь их склоны покрывали знаменитые тянь-шаньские ели.


6. Так как после высокогорных пустошей Памира мы очень соскучились по деревьям, то сейчас постоянно останавливаемся и радуемся, словно дети.


7. Вокруг очень красиво, но в горах темнеет рано, так что приходится ехать дальше.


8. Внезапно ущелье словно распахивается в стороны, а мы оказываемся в долине реки Нарын.


9. Виды вокруг просто потрясающие, вдалеке над горами поливает гроза, а сама долина раскрашена мягким закатным светом... В общем, тот самый момент, когда просто наслаждаешся дорогой.


10. Но наслаждение длилось недолго: с каждым пройденным километром грунтовка становилась всё хуже, было видно, что многие машины разворачиваются назад,  а колея становится всё менее накатанной. И потом мы просто упёрлись в горную реку. На берегу которой стояли трое австрийцев на "Фольксваген Каравелла". Пообщались с ними. Те сказали, что, как и мы, ехали по красивой дороге из Нарына в сторону Иссык-Куля, а вот на этом месте им как-то "very sykatno". Хотят дождаться утра, когда уровень воды в реке немного спадёт, и попробовать форсировать её на Каравелле (!), а ночевать пока будут здесь, стоя на берегу в микроавтобусе.


Кто бы тогда нам сказал, что три года спустя мы с ребёнком и двумя таксами будем штурмовать перевал Тосор с другой стороны на микроавтобусе с поднимающейся крышей — я бы не поверил. Но, как говорится, "никогда не говори никогда". А сейчас мы решили, что негоже господам на британском внедорожнике ждать до утра, чтобы переехать какую-то речку. Съезд в воду виден, выезд ниже по течению примерно в пятидесяти метрах — вперёд!

И на этой громкой ноте отнюдь не низкий капот Дефендера резко уходит под воду. А я ещё пониженный ряд забыл включить! Дэф хрустнул раздаткой и уверенно попёр вперёд, выбравшись из реки в намеченном месте самостоятельно. Как всегда жалею, что в такие моменты не до фотографирования. Ребята на Каравелле, немного обалдев от зрелища, всё-таки решили, что даже утро им туда определённо не надо, потому что развернулись и уехали, помахав нам с того берега.

А уже потом, пару лет спустя, прочитал в блоге у Андрея Дехтярука, с которым мы в тот раз буквально на минуту разминулись на Памире (нам открыли шлагбаум на погранзаставе к озеру Зоркуль, а он в то время в паре сотен метров сигналил у нас за спиной, было обидно, что не встретились), что буквально несколькими днями ранее в этой реке утопили (или даже положили набок, не помню) местный "крузак". Что же, дуракам везёт, как говорится.

11. Решив, что на берегу реки ночью нас точно никто не побеспокоит, встали лагерем на открытом месте.


12. Высота ровно 3000 метров, на улице +10, но в утеплённом кемпере комфортно, несмотря на неработающую "вебасту". За окном Млечный путь и падающие метеоры, всё как мы любим.


13. За ночь из мотора вылилось около литра антифриза, благо что этого добра у нас с собой навалом, да и ручьёв вокруг полно — без воды точно не останемся. Проснулись, позавтракали и отправились в путь. Грунтовка нормальная, по сторонам периодически встречаются небольшие водопады.


14. Когда-то, судя по всему, здесь была капитальная дорога, но потом СССР распался и "что-то пошло не так". Почти все мосты смыты, очень много бродов. В одном из них, настолько мелком, что мне было лень выходить на разведку, мы несколько раз здорово приложились мостами о валуны.


15. Пейзажи Киргизии. Сможете отличить их от Горного Алтая? А от Монголии? Без "подсказок" в виде тянь-шаньских елей я и сам бы не смог, наверное.


16. Вскоре начался очень крутой подъём к перевалу.


17. Як!


18. Мохнатые коровы как бы намекают, что скоро здесь будет снег и очень холодно.


Многие говорят, что Дефендер — ломучая машина. Но единственное, что доставляло нам головную боль за весь период эксплуатации — это "фордовский" мотор "Пума", такой же, какие ставят на фургоны "Транзит". На ста десяти тысячах была "капиталка". Три раза менял на нём текущую жидкостью помпу, два раза — вакуумный насос усилителя тормозов, один раз насос ГУРа, который перед поездкой в Монголию выплюнул на асфальт перед домом всю жидкость.

У меня стоял бортовой компьютер "Мультитроникс", который показывал точную температуру антифриза. Так вот, пока едешь на машине в любую горку внатяг, температура держится на уровне 92-95 градусов продолжительное время. Но как только ты бросаешь педаль газа — тут же взлетает до 105-108 градусов, не очень типичное поведение для дизельного двигателя.

19. Вот и сейчас, стоило мне остановиться на обочине для фотосессии — машина тут же закипела и вылила около литра антифриза на улицу.


Со всем остальным (коробка, трансмиссия), несмотря на общий вес гружёного кемперочка в три тонны, не было никаких проблем. Катались на "стоке", ничего не дорабатывали и в таком виде его потом продали.

20. Поляризационный фильтр на объективе красиво "отрабатывает" на высоте. Вот не было бы облаков на фотографии — и с виду у нас лёгкая прогулка по просёлочной дороге. А есть облака — и сразу понятно, в какой подъём мы едва ползём на пониженной передаче.


21. Оглянемся назад на долину реки Нарын, откуда мы только что приехали.


22. Перевал Тосор, высота 3895 метров по ГПС. Печка включена, ждём, пока мотор чуть остынет. На фотографиях лето, на деле холодина, бегаем в куртках, радуемся недостатку кислорода и появившейся одышке.


23. Пара озёр самого что ни на есть ледникового происхождения (сомнения исключены, как говорится) чуть ниже перевала.


24. Фотографии не передают масштаб, но даже вон тот камень, лежащий на песчаном берегу справа, больше  нашего кемпера.


25. Ну и снимки с высоты, конечно же. Долина, откуда мы приехали.


26. Спуск вниз, куда мы направляемся.


27. Общий вид на перевал с высоты 4400 метров. Кто найдёт кемперочек — тот молодец.


Пока мы летали на дроне, с противоположной стороны к нам поднялись двое поляков, тащивших с собой гружёные вещами велосипеды. Ребята не рассчитали подъём и остались без воды, так что когда мы угостили их запасами минералки из Таджикистана, очень обрадовались. Постояли, поболтали про маршрут, обнадёжили, что впереди у них будет только спуск, и поехали вниз.

28. Самое засадное место недалеко от седловины, до которого мы в прошлом году планировали доехать на Бусе. Фотография плохо передаёт рельеф, но там, где дорога накатана, боковой уклон такой, что предпочли проехать напрямик по валунам. Машину всё равно дважды стаскивало вбок, а седых волос на голове и "шрамов" от камней на боковинах МТшной резины хоть на пару, да прибавилось.


29. Ну и крутой серпантин, где-то на нижних петлях которого мы приняли решение разворачиваться на Бусе обратно. А что это у нас такое прямо, за горами? Вначале показалось, что это небо.


30. Сложно поверить, но это озеро. Самый потрясающий вид на Иссык-Куль, который мы видели своими глазами. Это даже не "птичий полёт", а, скорее, вид с самолёта, только не испорченный стеклом иллюминатора: перепад высот между озером и перевалом — почти 2300 метров! От точки съёмки до гор вдалеке — больше ста километров по прямой, а за ними уже простирается Казахстан. Как вам масштаб?


Если любите виды с высоты птичьего полёта, то этот ролик должен понравиться:


Дальше начался долгий спуск вниз на пониженной передаче, на одном из поворотов машину понесло на щебне и развернуло поперёк дороги — снова было очень страшно. 20 километров до трассы шли полтора часа, и в конце мы были очень рады асфальту. Потом посмотрели ущелье Сказка и отправились на берег Иссык-Куля, но это уже другая история.

Продолжение следует!


Posts from This Journal by “2018 В Киргизию за звёздами” Tag


  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Лытдыбр, Природа, Путешествия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Перевал Тосор в мою память врезался навечно :))) Там я впервые в жизни увидел как у человека кровь идёт от горной болезни :)))

Дорога там, надо сказать, была премерзкой и в советское время...

Мда, горная болезнь — крайне опасная вещь, конечно. Нас спасала акклиматизация на Памире, но всё равно, когда гуляли по перевалу, высота сильно чувствовалась.
Забыл написать. После реки мы увидели юрты местных, постучались к ним. У меня вообще были планы проехать по перевалу Тонг, но нам сказали, что туда только или пешком, или на лошадях, на машине только Тосор. Вот те же люди и поведали, что дорога раньше была лучше, да и мосты были целые, не приходилось проезжать реки вброд.

Да, мосты конечно целые были, да и засыпано куда меньше.

По Тонгу друзья на велосипедах летом катались несколько раз. Там снег - обычное дело даже в августе, причем по пояс.

Нам когда вечером прислали фотографии, я даже обрадовался, что на Калифорнии туда не заехали. Всё-таки спускаться вниз по снегу было бы весьма непросто...

Офигенные виды!

Да, мы когда Иссык-Куль увидели, вначале глазам не поверили, что это вода, а не небо! :)

Ах!
И ох! По дефендеру не скучаете?
Млин, ели тяньшанские это вообще лучший вид на горы в мире, голые горы совсем не так красивы!

Вчера как раз говорили про Дефендер с Юлей. Мол, можно было бы переделать его "в сток" и кататься куда-то по близлежащим областям, а потом подумали, что после кемпера и дальних маршрутов такое уже "не вставляет". Так что держать машину ради пары-тройки коротких поездок в год смысла особого нет.
Да, елки там особенные, горы из-за них выглядят очень красивыми и "узнаваемыми".

Да, виды там очень крутые! Особенно вживую, когда ветер и запахи трав усиливают ощущения — вообще закачаешься!

  • 1