Французов Денис (frantsouzov) wrote,
Французов Денис
frantsouzov

Кемпер — Солнечная энергетика

0000_Title.jpg

"Нам всё ещё нужно больше энергии, милорд!"

1. В конце мая внезапно полез изучать цены на солнечные батареи. И с удивлением для себя отметил, что авторы National Geographic всё-таки правы: источники "зелёной" энергии с каждым годом всё дешевеют. Да, я знаю, что наша страна и в этом плане уникальная, так как у нас всё только дорожает, и в тираже журнала, предназначенном для России, обязательно должна стоять приписка "мнение авторов может не совпадать с унылой действительностью". Но цена чуть более 5000 рублей за модуль мощностью в 105 ватт показалась привлекательной. Так что решил поэкспериментировать.


2. Самые маленькие из модулей имеют ширину в 53-55 сантиметров, тогда как у меня сбоку от багажника оставалось только 40 сантиметров. Раньше здесь были закреплены сэндтреки и лопата, которыми я практически не пользовался. Впрочем, вариантов для размещения панелей в данном случае вообще нет: хотя крыша и кажется огромной, большую её часть занял багажник Thule Motion 900, без которого не обходится ни одна наша поездка, так как места в салоне не так уж и много.


3. Но когда выбора нет — возможно, оно и к лучшему. Я переживал, что солнечные батареи будут сильно выходить за габарит крыши (всё-таки лишние 15 сантиметров — это немало), однако на деле всё оказалось вовсе не так уж и плохо, если учесть, что по лесам мы не катаемся.


4. Далее надо было проложить проводку. Про мой "бзик" ничего не сверлить в машине я уже рассказывал, так что это оказалось не самой тривиальной задачей. Да ещё и зачем-то купил провод сечением 6 квадратных миллиметров (дабы избежать падения мощности на нём), хотя вполне хватило бы и четырёх. Ну ладно, что сделано, то сделано. С вариантом размещения контроллера определился быстро — задняя стенка шкафа, где раньше размещался матерчатый карман для мелочёвки и силовая розетка на 12 вольт, подключённая к клеммам аккумулятора через автоматический предохранитель, так что тянуть дополнительный провод к аккумулятору не пришлось.


5. А вот что всё-таки пришлось сделать — так это подрезать три миллиметра пластика на корпусе фонаря. Смена, которая растёт с каждым днём, во время процесса иногда помогает столь усердно, что не успеваешь отмахиваться. :)))


6. Ну да ладно, фонарь — не кузов. После доработки напильником со скрипом встал на своё место.


7. Вот тут видно подрезанный пластик фонаря, сточить пришлось буквально каплю. Далее провод идёт вверх параллельно уплотнителю задней двери. При закрытии багажника ему ничего не мешает, до амортизаторов добрая пара сантиметров.


8. Провод закреплён хомутом за петлю и выведен на крышу. Если бы петля закрывалась до конца, то она сразу срезала бы этот хомут, но, к счастью, она поворачивается лишь на угол в 45 градусов. Кабель находится в слегка натянутом состоянии, лежит на единственно возможном для него месте и, в общем-то, ничему не мешает.


9. Зазоры после закрытия остались такими же, как и были, что не может не радовать. Чтобы через место, где заводской уплотнитель прижат проводом, не попадала пыль и вода, на саму заднюю дверь я наклеил маленький кусок самоклеющегося хозяйственного уплотнителя.


10. Далее из алюминиевого профиля вырезаю поперечины на ширину наших модулей. После чего по диагонали скашиваю два противоположных угла болгаркой.


11. Это нужно для того, чтобы можно было аккуратно забить профиль между стенок корпуса солнечной батареи, именно за него мы будем крепиться к рейлингам. Модули соединяю между собой двухметровым алюминиевым уголком толщиной 3мм.


12. Вот такой "массив" получился в итоге.


13. Чтобы узнать, сколько ещё издевательств над собой выдержит наша многострадальная крыша, делаю контрольное взвешивание. Если учесть, что до этого на ней были размещены два сэндтрека общим весом в 10 килограмм, а также лопата "Фискарс", которая тоже весит пару кило минимум, то прирост получился вообще смешным. Во всяком случае, я на это надеюсь.


14. На Хонда Элемент я когда-то ездил с ленточкой, закреплённой на заднем стеклоочистителе. За пару месяцев ткань, болтаясь от ветра, хорошо так шлифанула лак на задней двери. Дабы избежать повреждения лакокрасочного покрытия кузова, в тех местах, где провод контактирует с проводом, приклеиваю полоски толстой плёнки "Карбон 3Д". Со стороны их не видно, а возможное трение они примут на себя.


Ну и последний штрих. Когда-то на Дефендере, ещё до того, как на машине появился жилой модуль, я раздумывал над лучшим способом крепления сендтреков на экспедиционном багажнике. Вначале пробовал матерчатые стяжки, от грязи у них быстро становился непотребный вид, да и ткань начинала растягиваться и протираться от тряски. Затем была очередь длинных стальных сантехнических хомутов, которые закручиваются отвёрткой. Надёжно, но очень неудобно ставить и снимать. Потом была очередь резиновых креплений "Квик Фист" с длинными лямками, которые для этого оказались вообще не предназначены. В итоге пришёл к четвертому решению, которое в результате прижилось и на Бусе. Мы ведь всё-таки в 21 веке живём, когда вокруг нанотехнологии и прочие (не побоюсь этого слова) инновации?

15. В общем, те же сэндтреки у меня были закреплены к поперечинам багажника на 6 толстых пластиковых хомутов, и прекрасно проехали почти 50 тысяч километров на крыше. По заявлению производителя, усилие на разрыв каждого составляет 22 килограмма. С солнечными батареями я решил поступить так же. Только их, в отличие от сэндтреков, снимать не предполагается (ну разве что где-нибудь застрянем, и понадобится положить панели под колёса, чтобы выбраться). Так что вначале закрепляю по 12 стяжек впереди и сзади с шагом в 2 сантиметра. А потом, решив, что много — не мало, добавляю ещё стяжки между ними, чтобы шаг составлял около 1 сантиметра. Между рейлингами и алюминиевым профилем проклеен резиновый уплотнитель, чтобы панели не гремели и не сместились вбок. Снизу на рейлингах тоже наклеены полоски уплотнителя, чтобы те же хомуты оставались на своих местах и не сдвигались в сторону.


В итоге батареи сидят мёртво (во всяком случае, я легко держусь за них, когда стою на заднем колесе и откидываюсь в сторону от машины). Если их тянуть руками вверх изо всех сил, то видно, как пластиковая крыша вместе с багажником начинает "играть" над кузовом. Тест-драйв на скорости в 130 километров по пустой старой "Каширке" (у меня как раз рядом отличный участок с минимальным движением) показал, что всё ок, панели вообще не двигаются, ну а с большей скоростью мы никогда и не ездим. С другой стороны — это ведь не парус, а плоскость, так что лобовое сопротивление у них должно быть минимальным.

16. Результат поначалу казался непривычным, а сейчас просто их не замечаю. Вид сзади.


17. Вид спереди.


18. В инструкции сказано, что для наибольшей эффективности панели должны размещаться в направлении юга под наклоном примерно в 45 градусов. Ну ок, чо, с нашим кемперочком данное условие легко выполнимо. :)


19. Контроллер на своём месте. С одной стороны заходит под пластиковую обшивку, с другой приклеен на скотч 3М. Силовую розетку разместил рядом, предохранитель не нужен, так как в случае короткого замыкания у контроллера есть встроенная защита.


20. Без бонуса напоследок тоже не обошлось. Умная электроника поняла, что батареи-то заряжаются! Правда, из-за того, что контроллер подключён напрямую к клеммам одного из аккумуляторов, панель не показывает, каким именно током идёт заряд. При этом, если в гнездо заднего прикуривателя подключить мощный потребитель, то будет показывать, что разряд идёт, а вот заряд почему-то не хочет отображать, рисует нули.


Несмотря на то, что мощность панелей составляет 210 ватт, максимальный ток, который мне доводилось увидеть, составлял 12 ампер. Если умножить их на 14 вольт (ток заряда), то получим практически 170 ватт, что всё же не дотягивает до заявленных 210-ти. Либо провода к клеммам АКБ после контроллера у меня небольшого сечения, хотя при этом он всё равно должен выдавать бОльшую мощность, но провода не греются. Либо солнце у нас не такое. Либо китайцы маловато кремния насыпали под защитное стекло. Но результат пока что вот такой.

Хотя, надо отметить, что на Дефендере стоят две панели общей мощностью в 530 ватт, и это значение на контроллере я видел лишь один раз — когда мы стояли лагерем под Душанбе, и в 9-20 утра температура уже перевалила за отметку в 50 градусов. Всё остальное время показатели редко превышали 400-430 ватт. То есть на те же 20% меньше.

https://instagram.com/p/5oGiSkvqLI
Если не подписаны на мой инстаграм, то рекомендую это исправить: @frantsouzov.

Напоследок выкладываю небольшой ролик, на котором хорошо видно работу контроллера солнечных батарей с технологией MPPT. Панели у меня соединены друг с другом последовательно, "холостое" напряжение на клеммах составляет 42 вольта. При подключении разъёмов контроллер полностью "сканирует" диапазон от максимального до минимального напряжения, затем выбирает то значение, при котором отдаваемый панелями ток будет максимальным, и возвращается к нему.


Есть вопросы — задавайте, постараюсь на них ответить!

Tags: 2018, Буся, Виктор Денисович, Делюсь опытом, Кемперостроительство, Московская область
Subscribe

Posts from This Journal “Кемперостроительство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

Posts from This Journal “Кемперостроительство” Tag