?

Log in

No account? Create an account
Mongol

frantsouzov

Навстречу приключениям!

Журнал про наши путешествия


Previous Entry Share Next Entry
Видео в разрешении 6K
Mongol
frantsouzov
0000_Title.jpg

Когда больше значит лучше.

Казалось бы, что может быть проще съёмки таймлапса? Поставил камеру на штатив, задал количество кадров и интервал между ними — и сидишь себе рядом на стульчике, попиваешь чай, ждёшь, пока на карту памяти запишется очередной шедевр…

Собственно, всё это так и есть до тех пор, пока ты не решишь снять что-нибудь посложнее. Например, переход от дня к ночи — крайне интересный процесс, который на зарубежных форумах любителей интервальной съёмки называют "Святой Грааль".

Шутка ли: на закате выдержка камеры, к примеру, составляет 1/1000 секунды (то есть 1 миллисекунду, за которую затвор издаёт быстрое "щёлк-щёлк"), а ночью, когда всё небо усыпано звёздами, та же выдержка составляет уже 30 секунд (то есть меняется в 30 тысяч раз по сравнению с той, что была во время заката). А ещё за это время чувствительность матрицы поднимается с ISO200 до ISO3200-6400, многократно увеличивая нашу и без того немалую цифру.

Человеческий глаз умеет эффективно приспосабливаться к столь значительной смене окружающего освещения, и должен сказать, что современные камеры его постепенно догоняют.

Собственно, во время съёмки перехода день-ночь можно либо довериться автоматике камеры, либо контролировать всё вручную.

Автоматика — дело хорошее, но не очень надёжное. К примеру, снимаешь ты горы, где-то вдалеке проехала машина, осветив их фарами — камера решает, что фотография получится слишком яркой и делает её темнее по сравнению с остальными. Диафрагма внутри объектива тоже представляет собой механическое устройство, которое остаётся открытым в обычном режиме, но закрывается до нужного значения именно в тот момент, когда ты нажимаешь кнопку спуска. Положение её лепестков при этом может отличаться на микроскопические значения, что, однако, приводит к тому, что внутрь объектива будет попадать чуть разное количество света.

Соответственно, кадры, сделанные подряд, будут немножко, самую малость отличаться друг от друга по яркости. И если при просмотре двух разных по яркости картинок глаза будут этот самый перепад компенсировать (вы просто его не заметите), то уже на итоговом видео разница в яркости приведёт к неприятному мерцанию, которое на тех же форумах называют "flicker".

Одним из способов избежать этого является съёмка в ручном режиме с ручной коррекцией настроек камеры в процессе. Долгий и муторный процесс, который не зря прозвали "Граалем".

1. Вот как выглядит снижение общей яркости для серии кадров при ночной съёмке в горах (кривая синего цвета). Солнце уходит за горизонт, картинка на экране становится темнее. Я в этот момент нахожусь рядом, когда яркость кадра падает на 2/3 ступени, поворачиваю на камере колёсо, задающее выдержку, на два щелчка, тем самым компенсируя недостаток яркости.


Из-за этого наша кривая представляет собой зазубрины: яркость плавно падает вниз, я увеличиваю выдержку, она подскакивает обратно. Дальше снова потихоньку падает вниз, и каждый раз я снова возвращаю её "к норме". Тут самое главное — не упустить момент, так как загубить в этом случае последовательность кадров очень легко, на видео переход будет сильно заметен. Права на ошибку вообще нет, потому что в итоговом видео будут видны все недочёты. Чем аккуратнее и точнее будешь управлять камерой, тем меньше времени займёт последующая обработка.

Ближе к середине становится заметно, что количество рывков кривой начинает уменьшаяться — на улице окончательно стемнело, яркость перестала меняться и, как следствие, её не нужно корректировать. Если во время съёмки из-за горизонта появится Луна и начнёт освещать всё своим светом, кривая резко поползёт вверх, и настройки камеры вновь придётся менять.

2. Для обработки таймлапсов я очень давно использую программу LRTimelapse. Собственно, альтернатив для неё не вижу. Шесть лет назад я приобрёл для неё "personal"-лицензию, и тут вот недавно вышла пятая версия программы. После чего, мы с супругой решили, что в нашем семейном бюджете должно найтись 165 Эуро за лицензию "professional". :)


3. Конечно же, свежеприобретённую программу захотелось срочно испытать "в боевых условиях". Тем более, что на Новый год как раз купили с рук беззеркалку Fujifilm X-A3, которая является одной из младших моделей в линейке, специально чтобы во время наших автомобильных путешествий было больше фотографий семьи и быта, так как мне почему-то всё время не до того, и в итоге приходится довольствоваться кадрами с айфона. Долго не раздумывая, беру штатив, включаю автоматический режим и ставлю камеру на крыльцо на три часа — хорошо жить за городом!


4. Ночью, после окончания съёмки, загружаю "равки" в LRTimelapse и очень удивляюсь тому, насколько плавно и аккуратно отработала автоматика. На зеркалках даже на автоматических настройках кривая яркости у меня была вся в зазубринах, что давало сильное мерцание на видео (в общем-то, именно поэтому я всегда предпочитал съёмку в ручном режиме).


Я бы даже сказал, что мне очень понравилось то видео, которое было, что называется, прямо "из камеры", но так как закат оказался "сложным" (по небу бежали тучи, из-за чего яркость за время съёмки три раза падала и снова поднималась, что видно на нашей кривой), то сущность перфекциониста потребовала небольшой доработки: добавил с десяток ключевых кадров, компенсировав тем самым перепады яркости (желтая кривая, которая идёт в противовес синей). Это всё заняло несколько минут.

5. На следующий день накрутил телевик и начал съёмку заката. Тоже в автоматическом режиме. Снова идеально ровная кривая, автоматика отработала отлично.


— Ах ты ж хитрая жопа создание! — подумал я, и на третий вечер, поставив камеру на штатив, начал изо всех сил этой самой автоматике мешать.

6. Бегал мимо датчика движения, чтобы включались уличные прожекторы на стене дома. Моргал дальним светом на припаркованной машине. Вручную менял одни настройки, чтобы посмотреть, как камера автоматом поменяет другие, и хватит ли её возможностей на это. В общем, развлекался как мог. На этот раз меня уже интересовала не автоматика камеры, а как LRTimelapse отработает все "косяки" съёмки — не зря же мы заплатили немцам столько денег?


7. В программе появился специальный режим, в котором она перед созданием итогового видео генерирует каждую фотографию, оценивает её уровень яркости, приводит его в норму по сравнению с остальными, и только после этого передаёт итоговые данные коррекции в Adobe Lightroom. Розовая кривая - это автоматическая коррекция итоговой яркости кадров, приятно посмотреть.


Всё это занимает ровно в два раза больше компьютерного времени, чем раньше. Но огромный плюс заключается в том, что она фактически делает это за тебя сама, не нужно вручную выравнивать яркость соседних кадров! То есть реально нажал на кнопку, подождал в два раза дольше, но результат — агонь!!! Собственно, о нём чуть позже, а пока вернёмся к нашей первой съёмке.

8. Вот начало. Время 20:03, на улице светло. Закат примерно в 21-00. Небо затянуто тучами. ISO200, F/3.5, выдержка 1/680 секунды (что составляет примерно 1,5 миллисекунды).


9. Вот конец. Снято 689 кадров. Время 22:56 (прошло почти три часа), на улице темень. ISO3200, F/3.5, выдержка 1,5 секунды (1500 миллисекунд).


10. Вот после обработки в пару кликов (насыщенность цветов, контраст, небо чуть темнее).


11. Вот как "видел" картинку Айфон 7 (снято на следующий день, в то же время, но небо ясное — когда снимал на беззеркалку, на улице всё-таки было темнее).


12. Вот 100% кроп, чтобы оценить детали. Да, если максимально приблизить, немного видны шумы, но это вообще-то ни разу не полный кадр (кроп-фактор 1,5), ночь, ISO3200 и камера размером с "мыльницу"!
Ну а теперь переходим к самому интересному. Судя по цифрам в левом верхнем углу, разрешение кадра, как и на "взрослых" моделях Фуджи, составляет 6000х4000 точек, то есть 24 миллиона пикселей.

13. В интернете легко нашлась картинка, показывающая разницу между разрешением Full HD (1920x1080 точек, как у телевизора) и разрешением 4K.


14. А вот разницу между Full HD и 6K навскидку найти не удалось, так что пришлось нарисовать картинку самому.


Итак, зелёные квадраты — это наш "телевизор". Синий квадрат — формат видео 4K (3840х2160). Красный — 6K (5760x3240), в него "влезает" уже 9 картинок с телевизора.

Сенсор камеры — оранжевый квадрат — 24 мегапикселя. Много или мало?

1920 х 1080 = 2 073 600 точек помещается на экране телевизора.

24 000 000 / 2 073 600 = 11,57 "картинок" Full HD содержится в каждой фотографии нашей "мыльницы". Такая вот простая математика.

15. До этого я экспортировал таймлапсы с разрешением 3K или 4K. Профессиональная лицензия позволяет экспортировать видео в разрешении до 8K, или же в оригинальном разрешении фотографий, чем я и воспользовался.


16. 689 снятых RAW-файлов заняли 29,6 гигабайт на диске. Из них получилось такое же количество Jpeg-картинок в максимальном качестве, которые заняли уже 11 гигабайт. Их-то я и скормил LRTimelapse, после чего через какое-то время получил 28-секундный видеофайл, "весящий" те же 11 гигабайт. Ппц, у меня первый жёсткий диск был ёмкостью 42 мегабайта, и там хранилось куча всего важного, а тут 11 гигов меньше чем на полминуты видео.


По привычке дважды ткнул в него мышью... И вот тут мой аймак, которому уже пять лет, но который довольно бодро ворочает 4K-видео с дрона, прям мрачно "прифигел". Подвисло всё, вентиляторы загудели. "Хозяин, ты совсем того?!"

17. В общем, посмотреть не получилось. Скормил файл всеядному "Файнал Кату", и тот его с удовольствием прожевал, даже не поперхнувшись. Правда, делал это долго, видимо, для лучшего пищеварения. :) Перевёл в какой-то свой внутренний формат, после чего редактирование уже прошло как обычно.


Ладно, как говорится, лучше сто раз увидеть, чем один раз прочитать, тем более, что тексты сейчас, судя по всему, никому не интересны, а вот "Ютюбчик" любят все! То, что у нас получилось в итоге. Смотреть лучше в максимальном качестве на полном экране. К сожалению, Youtube всё равно понижает качество в угоду скорости.



Пара моментов:

1) Мерцающий фонарь — это не "косяк" камеры, а он действительно мигает. Уже пару месяцев как. Лампа включается, пару минут греется и гаснет. Надо бы позвонить электрикам в посёлке. Соседний фонарь вдали, как видно, светит нормально.
2) Ставить камеру с огромным телевиком и отключенным стабилизатором на деревянное крыльцо было не очень хорошей идеей. По дрожанию хорошо видно, когда Юля убегала от двух зазевавшихся такс.
3) В последней части видна не работа автоматики камеры, а именно коррекция программы LRTimelapse. Раньше подобные вещи я сразу удалял, а теперь смотрю — вроде и неплохо получилось! Мерцание хорошо заметно, если смотреть на забор.

Кто-то скажет: "Да у меня селфи-камера Айфона Хэ снимает круче". Но то айфон, он дорогой и стеклянный, а тут металлическая "мыльница", которую сейчас на Авито можно найти за 14 тысяч...

18. Не мог не вставить этот мем напоследок, извините.


Выводы:
1) Автоматика может творить чудеса, если уметь её готовить.
2) Штатив и телевик на трясущейся поверхности — это плохо.
3) Техника шагает вперёд с какой-то дикой скоростью.
4) Мыльница, похоже, супруге всё-таки не достанется. :)))

В голову пришла мысль переделать снятый на Кавказе материал с 4K в разрешение 6K. Займёт, наверное, пару вечеров, но только вот где и на чём его смотреть???


Posts from This Journal by “Таймлапс” Tag

  • 35 лет. И вновь — Навстречу приключениям!

    Ну что же, вот и настала пора в очередной раз отправиться в большое путешествие. Туда, где облака цепляются за высокие горы, а на высоте тяжело…

  • Звёздные ночи Кавказа — Таймлапс

    Для тех, кто ещё не был в горах этим летом! И всё-таки она вертится! :) Северный Кавказ, Кабардино-Балкарская республика. Две недели ночных…

  • Джилы-Су — Таймлапс

    Четыре дня, проведённых на дороге Кисловодск — Джилы-Су. Съёмки с высоты птичьего полёта и несколько тысяч фотографий звёздного неба. Техника:…

  • Приэльбрусье 2017 — Анонс

    Этим летом Кавказ не показал им всю свою красоту. Три месяца спустя они решили вернуться… Ноябрь 2017. Две недели в горах Северного Кавказа.…

  • Мангышлак 2014 - Сводный пост

    Пост с оглавлением записей о нашей поездке по полуострову Мангышлак (Республика Казахстан) в апреле-мае 2014 года. Перечень записей: 0. Анонс…

  • До свидания, Памир - Таймлапс

    Хотите немного красоты хмурым пятничным вечером? Она есть в этом блоге! :) Таджикистан, Памир, Август 2015 года. Высокие горы, суровые и…

  • Озёра Спокойствия - Таймлапс

    Что же, вот и готово очередное красивое видео из нашей поездки по Памирскому тракту. Невероятной красоты горные озёра и полное отсутствие людей…

  • Озёра Памира - Таймлапс

    Август 2015, Озера Яшилькуль и Зоркуль, расположенные на высокогорье Памира, Республика Таджикистан. 13 000 кадров, снятых на высоте 4200 метров,…

  • Москва с высоты птичьего полета - Таймлапс

    Мой первый ночной таймлапс с дрона DJI Phantom 3 Pro. 2 аккумулятора, 36 минут полета, 280 кадров. Проба пера, так сказать. Оказывается,…


  • 1
(Deleted comment)
А я разве где-то писал про обычное домашнее применение? Наоборот, упомянул, что такое качество пока что просто не на чем смотреть. А вот во время обработки большое разрешение является несомненным плюсом. Его можно либо понизить с дополнительным увеличением детализации, либо использовать программное приближение любой части картинки, что я и продемонстрировал на видеопримере.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
эксперимент интересный.

Да, вполне бюджетная техника иногда выдаёт очень интересные результаты!

Видео в разрешении 6K
Это не 6К видео, а набор статических кадров из которых и состряпан таймлапс.
У этой мыльницы разрешение видео 1080 (HD) видео и не более того.
Кроме того у этой мыльницы хреновый процессор и хреновая матрица и картинка получается как от дешевой мыльницы, коим она и является.

А я вроде нигде и не писал, что камера снимает видео в таком разрешении напрямую. И да, это не видео 6К, на выходе разрешение получилось больше. Причём серьёзно так больше, почти на 30%.

А как задаётся последовательная съёмка на фуджиках?

Имеется родной режим? На камере есть приложения?
или по старинке с пульта с таймером?

Тоже это интересно. Пока не освоил съему таймлапсов с беззеркалки. Объективы у меня правда полностью автоматические и будут сами фокусироваться каждый раз, но могу навертеть зенитар

Производителям телевизоров пора подтягиваться под новые задаваемые тобой стандарты))

Ну вроде бы 4К уже давно выпускают, а 6К в домашних условиях… Хотя если комната с площадью метров сто и телевизор размером 6х3 метра (ну или проектор хороший, к примеру) - то почему бы и нет?

меняется в 30 миллионов раз
Всё-таки в 30 тысяч.

Ошибся в нулях. Поправил, спасибо за уточнение!

Очень посредственная камера: плохая матрица и т.д.
И даже фото с нее, которые здесь же приведены, не очень.
Хорошая реклама, но, увы, Фудзифильм пока так и не делает нормальных камер.
Про управление - которое ужас - говорить не будем, все и так знают.

За рекламу платят, так что это не мой случай, к сожалению. Я лишь удовлетворил своё праздное любопытство: можно ли снять переход день-ночь на "мыльницу" в режиме автоматики. Ресурса её затвора мне тупо не жалко для подобных съёмок с крыльца.
Но, как говорится, спасибо за мнение!

Сделал человек что-то интересное, написал, в комменты пришли и написали, что сделал не так, не тем, и неправильно. Все как мы любим в рунете.


На следующих выходных планирую побаловаться лапсом :) марс будет до -2.7 светить.


Сами уже как-то дома засиделись, хочется выбраться на природу, благо что погода вроде бы располагает к ночной съёмке. Да и Персеиды уже не за горами!

Я немного не понял, это мыльница такая хорошая или прога?
Мыльница в авто снимает лучше зеркалки, или неважно чем снимать в авто, прога всё вытянет?

Первые две части видео - работа исключительно автоматики мыльницы. Третья часть - это работа программы после того, как я этой самой автоматике камеры долго и усиленно мешал.

А смысл если даже 4к не у всех есть? Всё равно интерполяция в 2к, лично у меня. Так что я снимаю в 4к и не парюсь :)

Кстати, а программка ББ выравнивает? А то я заметил, что он слегка заметно скачет при серийной съемке звёзд.

Смысл в том, что материал на флэшке хоть как снимается в 6К, камера снимать меньше не умеет. А когда этот материал уже имеется, не очень разумно не пользоваться всеми его возможностями, включая программный зум.
По-хорошему ББ перед съёмкой таймлапса надо ставить на любой ручной режим, чтобы все фото были сняты с одинаковым балансом. Я обычно ставлю на "облачно", он более тёплый оттенок даёт. А потом уже для ключевых кадров задаешь то значение, которое требуется, и программа плавно меняет его для всей серии, к примеру, от тёплого к холодному. Она вообще занимается как раз тем, что плавно меняет все параметры Лайтрума между двумя ключевыми кадрами.

текст мне был очень интересен и на прогу тоже посмотрю чтобы сравнить с Адобэ Таймлайн. Математика конечно сложная но интересная.


Там на самом деле всё сложно только на словах. Если посмотреть видеоуроки на сайте автора программы, то в пятой версии всё вообще очень просто и чуть ли не на автомате делается.

Все, совсем забросил зеркалки?

Почти три года как. Надо распродавать, наверное. Хорошая техника лежит мёртвым грузом.

  • 1