Mongol

frantsouzov

Навстречу приключениям!

Журнал про наши путешествия


Previous Entry Share Next Entry
Водоснабжение кемпера — Демонтаж кухонного модуля
Mongol
frantsouzov
0000_Title.jpg

После того, как мы купили Калифорнию, первое время очень радовались, что у нас наконец-то появился кемпер, в котором с завода уже "всё прекрасно" и не надо вообще ничего дорабатывать. Но, как говорится, руки-то чешутся! :)

Оказалось, в машине был один нюанс, и если для путешествий по Европе это решение подходило наилучшим образом, то для "диких" поездок по разным местам нашей необъятной Родины данная вещь оказалась вообще ни к чему...

1. Заходим в салон, открываем дверцу кухонного шкафа, вытаскиваем полки. А вот и "виновник торжества" — бак для "серой" воды объёмом в 35 литров. Представляет собой довольно большую и плоскую канистру наподобие известных всем джипперам экспедиционных "самаратара". Да ещё и с удобным ревизионным лючком! Одно слово — немцы. Только вот зачем он нам?


В городах на лагерь мы не встаём, а смысла возить с собой мыльную воду на природе лично я не вижу. Тем более, что предыдущий владелец за 15 тысяч километров пробега ни разу ничего не готовил на плите и не пользовался раковиной. Следовательно, этот бак был девственно чист, словно только что с завода.

Итак, была поставлена задача сделать наш прекрасный экспедиционный автомобиль ещё "более лучшим", а именно — доработать в нём два момента:

1) Объединить оба бака (для чистой и "серой воды") в единую систему по принципу сообщающихся сосудов. Никаких перекачивающих насосов, никаких дополнительных усложнений. Чтобы всё работало просто, не требовало обслуживания, а ломаться было абсолютно нечему.

2) Сделать подогрев в баке для чистой воды, где расположен штатный насос, питающий кран раковины.

Виктор Денисович на тот момент ещё не родился, но уже вовсю "был в проекте". Горячий душ — это комфорт в любом путешествии, а с малышом так вообще жизненная необходимость. Да и запас воды в 70 литров, как вы понимаете, ровно в два раза лучше, чем запас всего лишь в 35. Вот с такими мыслями я и приступил к первому серьёзному "улучшению" кемпера.

2. А началось всё с вытаскивания заднего дивана. Как назло, на улице не было никого, кроме дождя. В тот момент я впервые осознал, что светлая обивка салона в машине для путешествий — это настоящая боль. Сиденье вытащил с большим трудом, думал, ресурс моей спины на этом моменте подойдёт к концу, так как весит оно килограммов 60-70, а вытаскивать приходилось на вытянутых руках...


3. И вот, глядя на пустой салон, наконец-то осознал, что такое микроавтобус. Хотя у нас и не самая огромная машина, но трёхметровые "длинномеры" возил во время строительства дома достаточно часто. Впрочем, я немного отвлёкся. Кухонный модуль представляет собой большой неразборный шкаф (вообще-то он состоит из двух частей, соединённых между собой заклёпками, но разбирать его пополам нет никакой необходимости). Если открыть дверку с торца, там будут полки для вещей, а под ними (там, где сплошная стенка) внутри шкафа расположен бак для воды, до которого нам и надо добраться. А внутри бака яйцо, в котором игла Кащеева — газовый баллон.


4. Он нестандартных размеров, у нас таких, наверное, не найти. Объем что-то вроде 4,5 литров.


5. Компоновка продумана по миллиметрам, и единственное подходящее место для баллона, как я уже упоминал, нашлось ВНУТРИ бака для чистой воды. Слева на баке виднеется металлический штырек — это кран слива воды, с которого я просто снял рукоятку. Внизу лежит газовый редуктор, шланг проходит сквозь (!) бак и ведёт к плитке в кухонной части шкафа. В верхней части круглой ниши на пластике виднеется резьба — когда баллон стоит на месте, сверху туго закручивается круглая крышка с уплотнителем, "отрезая" тем самым опасный груз от жилого пространства.


А что этой чёрненькое лежит внизу? А это у нас небольшой клин из мягкого материала, который вставляется между стенкой и баллоном, чтобы тот не трясся и не дребезжал на кочках. Верёвочка будет следить, чтобы этот клин вдруг не потерялся. :) Одно слово — немцы. Так, а что это там ещё за отверстие на самом дне?

6. А вот что. На схеме оно показано красной стрелкой. Вентиляция отсека с газовым баллоном.


7. Шкаф притянут к полу кузова пятью мощными болтами, и если четыре из них доступны из салона (два под плитой и раковиной, и ещё два под третьим аккумулятором), то последний — задний — откручивается со стороны улицы. Для этого надо вытащить запасное колесо, снять его пластиковый пыльник и ещё пару кусков пластиковой обшивки на дне. И тогда взору предстанет тот самый болт и отверстие для слива бака чистой воды, а также вентиляции газового баллона. И вот смотрю я на всю эту красоту и думаю:


"Немцы, конечно, крутые ребята, спору нет, но как бы так выразить мысль... Сливать воду я теперь буду с другой точки, а вот с вентиляцией газового отсека они, похоже, всё-таки перестарались. Нафига было резать такую огромную дыру в кузове? У них там, в Европах, чистота поди, а нам тут лишний пылезаборник в салоне вообще не нужен".

На этой торжественной ноте я по-быстрому вырезал две заглушки из подходящих кусков пластика и закрыл ими оба отверстия — и в кузове, и на дне той самой ниши.

И всё было бы замечательно, если бы та история не имела продолжения через пару месяцев.

Был конец апреля, мы уже вовсю катались по Калмыкии, наслаждались степным ветром, комфортными ночёвками в кемпере и горячим душем, сразу превращающим нашу машину в пятизвёздочный отель. На выезде из Элисты случайно увидели заправку, где я впервые решил попробовать заправить наш баллон. Залили под завязку и поехали дальше.

— Слушай, чёто воняет.
— Да, наверное, с улицы.
— Нее, чёто всё сильнее и сильнее.
— Давай остановимся, пойду проверю.


Открываю заднюю дверь, заглядываю в шкаф, а там аж глаза режет. Глушим мотор, все двери нараспашку, говорю жене отойти подальше.

Разгадка оказалась проста. Электроника нагрела нам 35 литров воды до температуры в 40 градусов. Так как баллон размещён внутри бака, то он точно так же нагрелся. Так как мы заправили его "до отсечки", то избыток газа начало стравливать через предохранительный клапан. Ну а так как вентиляцию я в своё время заглушил...

В общем, как вы поняли, всё это пошло прямо в салон, и я очень рад, что произошло это не во время сна, к примеру.

Вытащил нагретый баллон со свистящим клапаном, отошел подальше от дороги, стравил часть газа на землю.

8. Немцы всё-таки умные! :) Когда мы вернулись домой из поездки, то первым делом восстановил вентиляцию обратно. Нашел гофру подходящего диаметра, закрепил её на дне, хорошенько залил герметиком со стороны салона и со стороны улицы в месте примыкания к кузову. Теперь в случае утечки газ, который тяжелее воздуха, будет "вытекать" на улицу возле заднего бампера, а не проникать в салон. Ну и, конечно же, баллон "до отсечки" мы с тех пор больше не заправляем. Благо что расходуется газ очень экономно.


9. Вот такая вот интересная история приключилась. Но все же продолжим демонтаж шкафа. Сверху понадобилось снять стеклянную столешницу — крышки холодильника и раковины. Вот вам снова вид на бак для "серой" воды, чуть ближе. U-образная выемка в верхней его части предназначена для сливного шланга (который на фото отсоединён от раковины) и является гидрозатвором — в изгибе шланга будет всегда находиться вода, которая не даст запаху из бака проникнуть в салон машины. Синий шланг ведёт из "чистого" бака к раковине. В кране встроен концевой выключатель: открыл — насос заработал — вода пошла. Странно, что я в своё время не додумался до такого простого и изящного решения при строительстве Дефендера — там вода включалась отдельным тумблером. Также можно увидеть черную фишку датчика полного бака. Когда он заполняется, то на экране панели управления кемпером отображается предупреждающая пиктограмма и раздается  кратковременный писк. У бака также есть трубка перелива — если всё равно продолжать пользоваться раковиной, то вода будет просто стекать мимо на улицу.


Собственно, на этом всё. Конструкция в целом очень продуманная и интересная, и не хотелось бы вообще туда лезть, но, черт возьми, нам просто не нужно всё время возить с собой 35 литров грязной воды!!!

10. Далее пришло время уличной розетки. Сначала откручиваем и отсоединяем электрическую часть снаружи машины, а потом ослабляем хомуты заливного шланга со стороны салона, откручиваем шесть гаек и вытаскиваем панель на улицу.


11. Потом началось самое весёлое. Холодильник. Компрессорный, очень тяжёлый, вытаскивается через верх... Только вот как его вытаскивать? Ухватиться-то не за что, ручек на нём нет. Пришлось с силой упираться ладонями в противоположные стенки и медленно тянуть его вверх.


Но это оказалось полной ерундой по сравнению с обратной установкой. Дело в том, что холодильник как бы висит на шести боковых болтах, не доставая до пола несколько сантиметров, чтобы на тех же кочках ничего не билось. И вот если ты ставишь его в одиночку, то надо двумя руками очень аккуратно постараться "зависнуть" его на месте точно напротив крепёжных отверстий, чтобы он при этом не упал на пол, а третьей рукой попасть саморезом и прикрутить его. В общем-то, ничего сложного, если приноровиться.

12. Место для третьего аккумулятора в нижней части шкафа, напротив колёсной арки. Вытаскиваем батарею, под ней прячутся третий и четвертый болты, которые крепят шкаф к днищу. Чёрная трубка сверху — газовая магистраль, а полосатый провод ведёт от уличной розетки к зарядному устройству, которое при подключении кемпера к стационарной сети начинает заряжать все три аккумулятора, а также подаёт 220 вольт на силовую розетку с торца шкафа.


Ещё один забавный момент. В инструкции написано, что в салоне можно использовать только герметичные аккумуляторы с технологией AGM, у которых отсутствует сапун и, следовательно, испарения электролита при заряде батареи не попадают в салон. Но что же делать, если нет денег на дорогую AGM-батарею? Специально для этого немцы оставили свёрнутую вентиляционную трубку с аккумуляторным разъёмом, которая ведёт на улицу. П — Предусмотрительность! :)

13. Несколько часов спустя... Шкаф большой и очень тяжёлый, несмотря на то, что я практически всё с него открутил. При отодвигании всё-таки немного поцарапал пол, так как места по высоте реально впритык, зазоры везде миллиметровые. Крышу поднимал, но в задней части находится крепёж откидывающейся полки, который никак не открутить. Я так понимаю, на заводе вначале устанавливают шкаф, а только потом уже собирают до конца крышу.


14. Собственно, то же фото, но с подписями, что где находится.


15. Ещё был крайне удивлён полному отсутствию утепления и шумоизоляции со стороны шкафа, и приготовился было исправить это дело с помощью рулона войлока, но... Последующая примерка показала, что всё встает по миллиметрам, компоновка крайне тесная, и утеплитель банально не даст шкафу вернуться на своё место. Впрочем, пару слоёв 8-миллиметрового "сплэна" я всё-таки наклеил, а больше не поместилось... Слева видны отверстия уличных розеток, а на полу торчит желтый сливной шланг для "серой" воды.


16. Сверху на колёсной арке на массу кузова закреплён шунт. К нему подключен минусовой провод третьего аккумулятора. Бортовой компьютер замеряет ток, который проходит через металлическую полоску, и тем самым показывает на экране потребление энергии, а также состояние батарей в процентах.


17. Холодильник временно поставил на место. Заодно узнал, что производитель — Waeco, объем у него 40 литров, ну и номерок на табличке можно разглядеть. :) Но вернёмся к нашим баранам кранам.


18. Сливной кран для "серой" воды. Единственное место, где можно врезать штуцер для сообщения двух баков между собой. Позади крана виднеется белый пластиковый тройник. Нижний его конец ведёт на улицу, к верхнему будет подключён слив с раковины напрямую, минуя бак. Если же открыть кран, то чистая вода из баков потечёт наружу, под машину. Это необходимо делать, например, перед зимовкой, да и сами баки периодически не помешает промывать свежей водой.


19. На отверстие перелива воды в верхней части бака я ставлю заглушку — больше оно нам не понадобится.


20. И дальше был сложный и долгий процесс аккуратной прокладки шланга от тройника к сливному крану заднего бака для чистой воды. Холодильник на фото демонтирован, это вид сверху на его нишу. Резать шланг, чтобы добавить поворотные уголки на 90 градусов я не хотел, так как это потенциальные места протечек. Изгибов было много. Очень долго искал положение, в котором не будет заломов, а потом из подручных средств изготавливал крепёж, так как сверлить шкаф я категорически не хотел. В конечном итоге всё получилось, но фотографировать оказалось нечего — шланг банально не видно, он аккуратно спрятан под днищем кухонного модуля, ничему не мешает и ни обо что не трётся.


Подводя итоги:

Два бака, два крана. Соединить получилось по принципу сообщающихся сосудов, всё очень просто и нет никаких дополнительных насосов, как я и хотел.

Кран с тройником постоянно закрыт. Если нужно заправить оба бака, то я открываю кран в задней части шкафа, который расположен на баке с чистой водой. Через штатное отверстие сбоку машины заливаю воду. Единственное, во время заливки приходится ждать некоторое время, пока уровень воды выравняется в обоих баках, но так как шланг удалось проложить без заломов, это происходит довольно быстро. Когда бак для "серой" воды полон, бортовой компьютер издаёт писк, и я закрываю кран между ними.

Хотя в заднем баке для чистой воды есть полноценный датчик уровня, заправлять его проще до тех пор, пока вода через горловину не потечёт отбратно. После заправки мы включаем подогрев, и греется вода только в заднем баке (35 литров). Кран между баками по-прежнему закрыт, чтобы при тряске горячая вода не смешивалась с холодной, а также при уменьшении уровня горячей воды в бак с подогревом не подливалась вода холодная, понижая тем самым её температуру.

Когда основной бак для горячей воды пуст, я открываю кран, и уровень воды между баками выравнивается — в каждом становится примерно по 17 литров. Закрываю кран, греем эти 17 литров и расходуем их. Потом, соответственно, в каждом баке остаётся по 8 литров, ну а потом мне уже становится лень бегать к крану, и насос выкачивает остатки воды из обоих баков. Соответственно, мы перестаём заморачиваться с подогревом и начинаем заморачиваться с поиском источника воды. :)

Когда нужно опустошить баки — открываю оба крана, баки сообщаются между собой, а вся вода вытекает на улицу. Всё просто.

В следующей части кемперастроительства расскажу про устройство подогрева воды.


Posts from This Journal by “Тюнинг” Tag


  • 1
Спасибо. Интересно почитать.

Понимаю, что машина специфическая, да, но, надеюсь, кому-то эта информация всё равно пригодится. Да и сам я, признаться, люблю читать подобные записи, подсматривать интересные идеи для своего кемпера :)

Вот вы любитель заморочиться, а.


После того, как поездил с горячим душем, без него уже не комильфо. Так что приходится морочиться, да. Ну и к тому же скучно, когда с машиной ничего не надо делать :)

Смотрю производитель шумо-вибро-теплоизоляцией себя не утруждает совсем. Мда.


Если учесть, что кемпер на базе "Мультивэна", который производитель позиционирует как "премиум", то я тоже был изрядно удивлён, ага. Да и звуков разных в салоне уже предостаточно, ничего не поделаешь. Впрочем, на этой машине мы не только по асфальту ездим.

Очень интересный пост, спасибо!
Ну и любите же вы трудности, Денис.

Edited at 2018-05-16 04:52 am (UTC)

Без горячего душа уже не то, к хорошему быстро привыкаешь!
Спасибо!

(Deleted comment)
Т.е. вы серую воду на землю сливаете во время стоянки? А если в гЕйропу приспичит?

Как приспичит, так и будем думать! Воду сливаем на землю, да. Максимум из того, что в ней есть, это остатки еды и зубной пасты, так что ничего критичного в этом не вижу.

Всё это здорово, но почему без ката-то?

Шутите сейчас, да? Я кат дважды проверяю всегда, перед публикацией поста и после, когда он в моём журнале отображается.

Ага. Когда я читал строки про закрытие вентиляционного отверстия отсека для газового баллона, рванулся было написать «Что же вы делаете! Бабахнет же!», но потом всё встало на свои места. И слава ФЧ, что всё обошлось!
Я потому и отказался от газа в своем кемпере, чтобы не делать предписанный герметичный ящик для баллона с вентиляционным отверстием площадью не менее 10 см². Зато теперь приходится делать внешнюю розетку 230 В, потому что положена плита в кемпере. Иначе это ни разу не кемпер. И хоть я в этом никакого смысла не вижу, так как пользуюсь портативной и готовлю снаружи, как правило. — закон есть закон.

Да, опыт, как говорится, сын ошибок трудных. Хорошо, что всё оказалось именно так. Вентиляцию восстановил, баллон до полного больше не заправляем. Урок извлечён! :)

Путешествие в Новую Зеландию! Как я нарушил закон! Мор

Пользователь max64ru сослался на вашу запись в своей записи «Путешествие в Новую Зеландию! Как я нарушил закон! Мордобой, штраф, тюрьма.....?» в контексте: [...] статью известного российского "кемпервенщика" Водоснабжение кемпера — Демонтаж кухонного модуля [...]

я бы побоялся что нить испортить )

Глаза боятся - руки делают! Больше всего жалко было поцарапанный пол. Поменять его просто так не получится. С другой стороны - надо к подобным вещам проще относиться, наверное.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account