Mongol

frantsouzov

Навстречу приключениям!

Журнал про наши путешествия


Previous Entry Share Next Entry
Мельница и ГЭС в Орловской области
Mongol
frantsouzov

После ночевки на Воргольских скалах мы вернулись к Ельцу, откуда отправились в "уездный город Ливны", находящийся примерно в 70 километрах по трассе.
Первым объектом была заброшенная Адамова мельница.

Мукомольная мельница ливенских купцов Адамовых была построена в 1873 году на реке Сосне, в нескольких километрах от города вниз по течению.


Когда-то она была пятой по объему производства муки в Российской империи. Мельницу построил Федор Иванович Адамов, по проекту сына Михаила - студента Петровско-Разумовской академии.


Предприятие работало с хорошей прибылью, мука в основном шла за границу.


Считалась одной из лучших в России и была оснащена производительным заграничным оборудованием для размола, средствами для транспортировки - ленточным и винтовым транспортерами (на фото - остатки бетонного винтового транспортера, по которому мешки с зерном перемещали между этажами).


Один из элеваторов, где раньше хранилось зерно.


В 1918 году Адамов передал свои земли, магазины и мельницу новой власти, избирался в городскую управу. Однако дом на Соборной у него отобрали, оставив одну комнату. В 1922 году купец уехал в Ялту.
"Ленин живет в сердцах..."


"...Миллионов Трудящихся!" - на стене видна надпись, сделанная когда-то давно в советские времена. Железобетонные стены не очень хорошо сохранились, тогда как перекрытия между этажами и лестницы находятся в замечательном состоянии.


Поднимаемся выше, на пятый этаж. Кое-где сохранились старинные металлические конструкции возле окон, сделанные непонятно для чего. Некоторые проемы впоследствии закладывали кирпичом.


Проходим на чердак боковой пристройки. Сюда поднимались мешки с зерном, которое ссыпалось в емкости элеваторов, находящихся слева.


С высоты открывается красивый вид на сельскую дорогу.


Гуляем по чердаку мельницы. Площади, конечно, огромные!
В 1913 году здесь работало 85 рабочих, которые производили 585 тысяч пудов муки в год (более девяти тысяч тонн!!!). Хозяин считался самым богатым и знаменитым местным промышленником.


Поднимаемся на крышу. По периметру видны бетонные столбики, с другой стороны крыши между ними кое-где сохранилось старинное кованое ограждение.


Просторные окна чердака мне чем-то напомнили глаза дома из японского мультика про "шагающий замок".


Рядом находилась еще какая-то постройка тех времен, но, к сожалению, сейчас она практически полностью разрушена, а крыша ее обвалилась.


Из подвала попадаем в техническое помещение, где, видимо, когда-то находились силовые агрегаты, приводимые в действие рекой.
Как я уже упоминал, купец Адамов построил мельницу по проекту своего сына Михаила. Однако первый запуск был неудачный - турбины не сдвинулись с места.
Волков, автор книги "Ливны", пишет: "...говорят, что отец Адамова, затративший на стройку около 5 миллионов рублей, обезумел от горя и в день неудавшегося пуска мельницы повесился...".


Впоследствии проект переработали, и как будто бы все удалось. Но оказалось, что плотина на мельнице значительно подняла уровень воды в реке Сосне и городская мельница, которую арендовал купец Леонов, была подтоплена по причине "глухой" конструкции мельницы. В 1885 году Леонов подал в суд на Адамова.
Однако все же Адамов одержал победу, и это не смотря на то, что интересы противоположной стороны представлял известный адвокат Ф.Н. Плевако.


Мельница продолжала действовать и в советское время, куда потом поставили генераторы для выработки электроэнергии. Со строительством электростанции она утратила свое сельскохозяйственное значение.
Наверху в потолке виднеются сохранившиеся электрические изоляторы.


Некоторое время Адамова мельница была экспериментальной гидростанцией. Здесь проводил свои исследования ленинградский изобретатель, лауреат Сталинской премии Иван Котенев. Он поставил турбины с саморегулирующими лопастями: вода прибавляется – они открываются, если нагрузка спадает – закрываются.

В 60-70-х годах прошлого века была попытка устроить на мельнице базу отдыха, но затея не осуществилась.
А в настоящее время это красивое многоэтажное здание из красного кирпича становится для ливенцев "культовым" местом и в целом визитной карточкой города Ливны.
Вероятно, эта самая романтическая руина всей Орловской области, по пустынным этажам которой в темное время суток, как рассказывают очевидцы, бродят привидения...


Далее наш путь лежал в Орел, оттуда по трассе мимо Мценска в деревню Большое Лыково, где в 70 годы 20 века предприятием "Мценские электрические сети" была построена Лыковская ГЭС мощностью 760 КВт. К электростанции ведет мост из бревен, некоторые находятся в нормальном состоянии, другие сгнили или сгорели. Переходить было страшновато, особенно глядя на течение реки внизу.


Неокторое время электростанция вполне успешно функционировала, но потом потихоньку отошла на второй план, перестала действовать, затем была заброшена и растащена... Знакомая ситуация, не правда ли? В отличном состоянии стоит плотина со шлюзами и, собственно, само здание станции.


Дорога от станции проходит через красивый "тоннель" среди деревьев.


Спускаемся вниз, к основанию плотины. Механизм перекрытия воды остался только на центральном шлюзе.


Подойдем к зданию поближе. Здесь механизмы и направляющие шлюза частично сохранились.


Заглянем внутрь. Странно, обычно я встречал гидроэлектростанции с тремя-четырьмя генераторами, а здесь же был только один.


Под потолком виднеются остатки подъемного крана. Он мог двигаться вперед-назад по рельсам вдоль стен, а в центре видны шестерни редуктора лебедки. Порадовали две зубчатых шестеренки по краям в стиле "стимпанк".


Собственно, то что осталось от самого генератора. Можно было бы спуститься на подземный этаж, но лестница показалась очень уж ненадежной, и мы не стали рисковать.


Секции, в которых когда-то стояли трансформаторы. К сожалению, все самое интересное давно уже демонтировали и распилили на металл...

Немного погуляв по окрестностям станции, мы отправились домой в Москву. Место достаточно интересное, да и сохранилось лучше, чем другие ГЭС, которые мы видели до этого.

Итого за два дня: время в пути - 17 часов 30 минут, проехали 1160 километров - туда по М4, обратно по М2. Сожгли 120 литров бензина, средний расход получился 10,3 литра на сотню.

pavel_kosenko, antonukhanov и victorborisov - огромное вам спасибо за компанию и были очень рады знакомству!
Весело скатались! :)

При написании использовался текст с сайта www.geocaching.su.

  • 1
да, кондей жрет много, зараза. Но в наших субтропиках без него тяжко )
зимой вообще жизнь кажется другой )

  • 1
?

Log in

No account? Create an account