Mongol

frantsouzov

Навстречу приключениям!

Журнал про наши путешествия


Previous Entry Share Next Entry
Локаторы противоракетной обороны Москвы А-135
Mongol
frantsouzov

В минувшее воскресенье удалось более-менее выспаться. Проснувшись в 11, я выглянул за окно. Моросил мерзкий дождик, на улице сырость.
Созваниваемся с d_a_ck9.
- Ну что, едем?
- Даа, конечно, поехали, что дома сидеть!
Мы встретились на Киевском шоссе сразу после МКАДа и выдвинулись к объекту на двух машинах. Несмотря на дождь, день обещал быть интересным!

Добрались примерно за час, заезжаем на территорию. Вскоре замечаем впереди шлагбаум со столбом, на котором висят фонарь и камера наблюдения. Помня о действующем центре связи на территории, решили дальше не соваться и оставить машины прямо здесь.
Пока попили чайку из термоса - погода поменялась прямо на глазах! А в районе Наро-Фоминска крупными хлопьями падал снег, но правда, сразу же таял на земле. Теплый апрельский денек!


Проходя мимо зданий, часто видим закрытые гермодвери с надписью о коэффициенте ослабления радиации.


Cистема противоракетной обороны Москвы А-135 предназначена для «отражения ограниченного ядерного удара по российской столице и центральному промышленному району».
Разработка началась в 1971 году. Принята на вооружение в 1995 году. Военно-техническая концепция А-135 предусматривала:
поражение боеголовок межконтинентальных баллистических ракет противника противоракетами с ядерными боезарядами (вместо безъядерных в системе А-35);
использование двух эшелонов перехвата целей: противоракетами дальнего действия на больших высотах вне атмосферы и противоракетами меньшей дальности в атмосфере;
селекция (различение) тяжелых боеголовок МБР от легких ложных (маскирующих) целей возлагалась на стрельбовые радиолокаторы. (wikipedia)

На территории расположено 6 "шариков" - два из них побольше, а остальные поменьше в диаметре. В нишах когда-то стояли трансформаторы, дающие электроэнергию для антенны.


Обходим сооружение вокруг. Масштаб очень впечатляет! Мы идем по грунтовке, но вообще между всеми объектами проложена асфальтовая дорога.


Заходим в ангар неподалеку. В нем стоит разобранная техника - грузовик с автобусом.


На полу валяются разбитые стекла.


Разрушенное здание котельной и кирпичная труба. В тридцати метрах за забором располагается действующая электростанция - возможно, когда-то она питала весь объект.


Поднимаемся на крышу котельной.


Рядом с гаражами валяется цистерна бензовоза.


Заходим в гараж. На полу растет мох. Сверху - надпись про опасность угарного газа.


В большой шарик все входы закрыты на замки либо наглухо заварены. Кстати, когда шли мимо него обратно, слышали внутри какой-то гул, похожий на работу трансформатора. Но люди вроде бы утверждают, что внутри там пусто. В четыре маленьких шарика вход свободный, двери открыты, хотя на петлях висят новые замки.


В первый шарик решили не лезть, а отправились в бункер неподалеку. Многие гермодвери целые, их замки в рабочем состоянии. За этой находится аварийный выход на поверхность через шахту.


Здесь же когда-то находились установки вентиляции, а на полу валяются ржавые воздушные фильтры. Некоторые части бункера немного затоплены, уровень воды около 20 сантиметров.


Выбираемся наружу и идем к шахтам противоракет.
Изначально здесь была одна из позиций системы А-35 ПРО Москвы, где находилось 16 ракет А-350Ж (5В61Ж).


Впоследствии ее переоборудовали под размещение дальнего компонента системы А-135, где содержалось 8 ракет 51Т6 "Азов", призванных осуществлять перехват баллистических ракет противника за пределами атмосферы.
По неподтвержденным данным, ракеты оснащены термоядерными зарядами мощностью 1-2 Мт. В 2002—2003 годах были изъяты из шахт в связи с истечением срока службы. (wikipedia)


В настоящее время створки шахт наглухо заварены, а рельсы, по которым они должны были отъезжать в стороны - демонтированы.


Большое здание между вторым и третьим локаторами.


Судя по "выхлопным" трубам, здесь когда-то находились дизель-генераторы, хотя я могу и ошибаться.


Обе гермодвери исправны и закрыты на замки. Толщина второй, конечно, впечатляет. Интересно, что же скрывается за ними внутри?


Вокруг полно различных люков, ведущих под землю. Некоторые из них даже открыты. Хотя внутри было более-менее сухо, лезть туда мы не решились.


Залезли на крышу генераторной. Вид на второй "шарик".


В левой верхней части фото виден холм бункера действующего узла связи. Там же находится шлагбаум с камерой, возле которого припаркована машина и куда мы не стали идти.
Судя по вентиляционным шахтам, а также по столбам ограждения с отсутствующей "колючкой", внизу под землей еще много интересного!


Дверь с другой стороны генераторной.
"Господа и товарищи! Данное здание находится под сигнализацией, в случае ее срабатывания сюда прибудет дежурное подразделение и милиция".
Видимо, есть что охранять.


Идем дальше, погода портится. Справа от нас очередной бункер, в который мы решаем заглянуть.


Опять коридоры, опять гермодвери. Ничего особо интересного, хотя в помещениях кое-что уцелело.


Заходим внутрь шарика. На полу валяются разбитые приборы, остатки оборудования, рассыпана куча транзисторов.


Увидели вход в аккумуляторную. Табличка, что курить нельзя, ибо взрывоопасно.


На полке возле двери стоит раствор питьевой соды, предназначенный для нейтрализации воздействия кислоты, который неизвестный рядовой Кулиев приготовил сколько-то лет назад...


А вот и само помещение аккумуляторной. Много стеклянных емкостей с кислотой, в которых лежат металлические пластины. Из-за сильного запаха паров кислоты мы сразу же ушли оттуда.


По лестнице с очень крутыми ступеньками поднимаемся на самую крышу.


Горящее табло сигнализировало об излучении локатора, опасного для жизни.


Шахта лифта и лестница вниз. Сам лифт давно отсутствует.


Основание, на котором когда-то располагалась огромная антенна.


Сам шарик высотой около 20-25 метров, сделан из стеклопластика, прозрачного для радиоволн, а внутри ну просто нереальная акустика! Любой звук, каждый шаг и скрип песка под ногами отдается многократным эхом... В общем, словами не передать, надо побывать внутри самому!


Выходим на крышу и осматриваемся.


Ракетная шахта


d_a_ck9 фотографирует окрестности


Остатки непонятного пульта (или чего-то еще) на крыше. За шариком, который находится посередине, виднеется основание еще одного, но на фото практически незаметно.


Спускаемся вниз. Уцелевший короб для какого-то электрооборудования, большинство их спилили на металл.


Ну что же, взглянем еще раз на все четыре шарика - и пора возвращаться домой!


Место интересное, а территория достаточно большая. Думали, управимся за пару часов, а в итоге гуляли там часов шесть, и то, уверен, далеко не все посмотрели.
Придется как-нибудь приехать еще раз! :)

  • 1
обалденно!
повезло, что разрешили гулять, а то ситуация странная все же, слышал что и выгоняли народ там

Спасибо!
Ну мы особо внаглую там не лезли, когда видели людей вдалеке. Видимо, поэтому и прошло все без проблем. Интересно было бы по остальным шарикам полазить, кое-где внутри что-то сохранилось ведь. Ну и в большие очень хотелось бы залезть, но там, по ходу, только с крыши забрасываться надо - внизу все закрыто и заварено...

Спасибо, очень интересно!

Ага, место нам самим очень понравилось! :)

Интерсный отчет получился. Действительно, хорошо съездили. Увидел свою физиономию над ступеньками :)

Спасибо! Да, съездили замечательно, интересно, сколько всего мы там еще не увидели...
Надо на выходных тоже вырваться куда-нибудь будет!

Ага. С отчетом ты меня опередил :)

Есть немного! :) А ты свой скоро выложишь?

а почему все бросили?

Ну как я понимаю, после заключения договора с США об ограничении ядерного оружия очень много подобных объектов в одночасье просто стали вдруг "ненужными". И тут варианта два - либо ставить на консервацию (но на это тоже нужны деньги), либо тупо вывозить самое ценное и бросать все остальное.
Я вот даже представить не могу, во сколько один такой комплекс обходился для страны! Ведь когда-то там было новейшее оборудование для того времени. И на все хватало денег, не то, что сейчас...

могли бы там военную часть устроить учебную

Потому что новые построили

интересно)
только описание лучше перед фотками писать, а не после. Так намного удобнее читателю воспринимать рассказ.

Ну тут как бы каждому по-разному больше нравится. Но в любом случае, приму к сведению, спасибо! :)

(Deleted comment)
Даа, портал неплохой, конечно. Только вот на все уже времени нехватает! :(

(Deleted comment)
А мы не в одной стране живем?

(Deleted comment)
Ну а насчет "просрала" - так это не страна, а руководство... Мне тоже жаль, если честно.

Непонятный короб на крыше "шарика", метеобаза. Влажность и прочие прелести определять с высокой точность. Вам повезло что наткнулись на обычне фильтрующие установки, могли бы напароться на регенераторы кислорода, чтуки токсичные и крайне не приятные. Глядя на такие базы сердце кровью обливается. Вероятный противник к стати свои не забрасывал.
Вниз ходить не советую, если есть рядом объект рабочий, тоннели могут быть под сигнализацией ибо кабели связи.

Что за чушь.

Уважаемый, а вы не желали ознакомиться с историей вопроса, прежде чем ваша чушь по инету расползлась?

Первое и самое главное - это не А-135, это один из старых комплексов А-35М, который впоследствии стал частью А-135 с модернизированными ракетами 51Т6 (не обязательно именно этот комплекс). А потом их сняли с вооружения из-за ядерных боеголовок. Причем таких комплекса было два и еще 5 комплексов с ракетами 53Т6 (в каждом более 30 ракет), о которых вы почему-то забыли написать. А ведь они до сих пор на боевом дежурстве и регулярно отстреливаются в Сары-Шагане (последний раз - октябрь 2009).

А теперь по пунктам.
1. Ракеты А-350Ж имели НАЗЕМНЫЕ пусковые контейнеры - о каких шахтах вы пишите? Наземные ПУ стояли на "Енисее", вы же были на "Тоболе" под Наро-Фоминском.
2. В шахтах стояли ракеты А-350Р, которые входили уже в состав системы А-35М. 51Т6 - фактически модернизация А-350Р.
3. "Шарики" - секторные РЛС комплекса дальнего обнаружения Дунай-3, РЛС А-135 выглядит совсем не так. Если конкретнее, большой "шарик" - РЛС точного наведения, маленький - РЛС канала противоракеты, каждый большой и два маленьких на четыре ракеты, так что шахт и ракет там может быть только 8, а не 16. 16 - это с учетом того, что шахты перезаряжаемые.
4. Кто вам сказал, что именно в Наро-Фоминске шахты были переоборудованы под 51Т6? "Тоболы" были в Клине и Загорске, например, а в состав А-135 вошло только два комплекса - так зачем вы пишите, что именно в этих шахтах стояли 51Т6? Источники будут? Остальные комплексы как А-35, так и А-35М были заброшены еще в союзе, зачем ваш полный истерики пост о том, что все пропало?
5. То, где вы были, не на вооружение ставилось в 1995 году, а снималось с него в 1990. Не правда ли, есть разница?
6. Будьте добры все же более тщательно подбирать информацию, а не из вики все копипастить.

(Deleted comment)
Всегда пожалуйста! :)

побывал там в прошлые выходные. Спасибо автору за наводку! Место интересное, понравилось. отчетик тут http://odino4-ka.livejournal.com/7975.html

Отчет хороший! Молодцы, что сняли видео!
Всегда пожалуйста! :)

Охохо, гулять там нужно неделю, чтоб везде полазить

Даа, территория там действительно огромная!

клево, что то все разруха у нас в стране а есть действующие что

  • 1
?

Log in

No account? Create an account