Mongol

frantsouzov

Навстречу приключениям!

Журнал про наши путешествия


Previous Entry Share Next Entry
Окрестности Венева - День 2 (Начало)
Mongol
frantsouzov

Церкви и усадьбы Тульской области.


1. Просыпаемся утром в гостинице. За ночь на стекле появились причудливые узоры.


2. Посре переборки стартера Элемент с полпинка завелся в минус девятнадцать градусов.
Мороз и солнце, день чудесный!


3. Далее мы поехали в расположенную неподалеку от Венева деревню Хрусловка, рядом с которой сохранилась усадьба Максимилиана Карловича фон Мекка (1869-1950 гг).
В начале 1860-х годов он был подрядчиком строительства Московско-Рязанской, а потом Рязано-Козловской железных дорог, затем стал концессионером Курско-Киевской и Любаво-Роменской железных дорог, на всем этом он сумел нажить миллионное состояние.


4. Здание дворца выстроено в романском стиле, веневским подрядчиком Борисом Жулдыбином. Проект дома был разработан архитектором Сергеем Александровичем Экаревым.


5. Есть сведения, что где-то в 1901-1902 годах семья фон Мекк продала Хрусловское имение местным помещикам Толмачевым.


6. В 1909 году усадьба принадлежала Людмиле Владимировне Толмачевой, она же владела ею до революции. В 1916 году она вышла замуж за морского офицера Александра Павловича Миролюбова.


7. Дворец удалось спасти от разграбления, и после национализации в 1918 году все имущество было передано в Музей дворянского быта в Москву, где частично продано с аукциона. В усадьбе расположилось "Государственное хозяйство", здесь выращивали сахарную свеклу, разводили скот.


8. Сейчас усадьба заброшена и потихоньку разрушается.


9. Отделка, обстановка и окраска ни одной из 24-х комнат роскошного дворца не повторяла другую.


10. Лестница наверх. Выглядит не очень надежно, но я все же решил подняться.


11. Коридор на втором этаже. Когда-то здесь были дубовый и ореховый зал, "китайский" зал со стенами обитыми китайскими тканями, был зал отделанный под ясень, выкрашенные под серебро и золото, с мебелью из орехового дерева и карельской березы. Самой оригинальной была "зеркальная" комната - сплошь с зеркальными стенами, потолком и полом.


12. Напоследок решили спуститься в подвал, побродить по темным закоулкам дворца.


13. С 1923 года в бывшей усадьбе был открыт Хрусловский детский дом им.Фомина, для прибывших с Волги сирот. Закрыт в 1984 году, а здание передано одному из Новомосковских предприятий для организации пансионата, который так и не был открыт.


14. Едем дальше. Вокруг искрится снег, и я то и дело оттормаживаюсь на обочине и выбегаю наружу в майке, чтобы попробовать запечатлеть эту красоту!


15. А когда с мороза вновь садишься в теплую машину - такие классные ощущения! :)


16. Вернувшить обратно в Венев и выехав с другой стороны города, вскоре мы оказались в деревне Исаково, где стоит Знаменская церковь. К сожалению, дата постройки неизвестна.


17. Обходим церковь вокруг.


18. Рядом сохранился каменный двхэтажный дом с флигелями, который когда-то принадлежал помещице Настасье Семеновне Резвой. Вокруг дома был разбит сад с плодовыми деревьями.


19. Заходим внутрь. Парадная лестница начинается практически сразу после входных дверей.


20. Такое ощущение, что помещица была очень маленького роста. Потолки везде низкие, проходя через дверные проемы приходится "кланяться".


21. Поднимемся на второй этаж. Деревянные перекрытия в отличном состоянии, полы даже не скрипят!


22. Из окон раньше открывался прекрасный вид на церковь.


23. Внутри одного из флигелей. Интересно, какое предназначение было у этого крохотного "балкончика", только лишь декоративное?


24. От Исаково до следующей деревни, которая нам была нужна (Аксиньино), было 10 километров напрямик, через поля, либо же хорошая петля в 70 километров длиной с возвращением на трассу.

Практически ровно год назад, в самом начале января, мы вместе с Виктором (victorborisov) ездили по этому маршруту на его мазде. Но тогда я почему-то не стал выкладывать этот отчет, а сейчас, пользуясь случаем и отличной погодой, решили прокатиться по тем же самым местам.


25. Чувствуется морозец? :)


26. Лифтованный Элемент на АТшной резине весело греб по заснеженным полям, и скоро вдалеке показалась та самая церковь, к которой мы и ехали.


27. Храм Спаса Нерукотворного Образа, строительство которого началось в 1790 году попечительством Прасковьи Алексеевны Давыдовой. Окончен был только в 1863 году новым владельцем имения подполковником Павлом Ивановичем Кремешным.


28. Церковь и стройная двухъярусная колокольня выдержаны в строгих формах русского классицизма с незабываемыми интерьерами. Вокруг расположено старинное кладбище, некоторые надгробия здесь из позапрошлого века.


29. На своде церкви установлена скульптура Архангела Михаила с крестом в руках. До сих пор подобного мне видеть не приходилось.


30. Отделка входа в храм.


31. Для усадебных храмов этот чудом уцелевший образ уникален. К сожалению, статуя сильно повреждена, и скоро он может исчезнуть.


32. Но даже несмотря на все это, лик Архангела по-прежнему выражает спокойствие и какую-то умиротворенность...


33. К сожалению, церковь стремительно ветшает. Двери были заперты, и внутрь нам попасть не удалось.


Вот как это выглядело раньше.


34. В интерьере пока сохраняется замечательная деревянная ротонда – любопытный пример почти театральной по духу декорации.


Еще одно фото для сравнения.


35. От колокольни остались два нижних яруса. Обратите внимание на проем в правой нижней части.


36. Здесь до сих пор отлично сохранилась винтовая лестница с высокими крутыми ступеньками, по которой можно подняться на второй этаж колокольни.


37. Удалось выяснить, что один из колоколов был снят лишь в середине 1970-х годов жителями Венева в качестве сувенира.


38. Вид на купол церкви с колокольни.


Ну и напоследок - фотография входа в храм.

После этого мы поехали дальше, но при подъезде к следующей деревне Дьяконово с нами случилась не очень приятная история.

Едем прямо по дороге, замечаю на ней двоих человек. Один вроде как труп, лежит и не двигается на обочине метрах в десяти от второго. Второй настолько пьян, что едва стоит на ногах, выходит на середину дороги и расставляет руки в стороны, желая, чтобы мы остановились.

Останавливаемся. Перед нами - парень лет двадцати семи, опирается на капот руками и что-то говорит нам, причем видно, что настроен довольно агрессивно, бьет руками по капоту. Второй не шевелится.

Открывать двери и пускать его в машину мне как-то особо не хочется. Приоткрыл стекло, крикнул: "что случилось?". Тот начинает орать что-то типа "Да ты че, не понял? Да я тебя щас!".

Машу ему рукой, показывая на лежащего человека. Тот, который возле капота, медленно так поворачивается к нам спиной. Пользуюсь моментом, резко сдаю пару метров назад, включаю "Драйв" и быстро объезжаю его справа. Он кидается на дверь машины, сворачивает мне зеркало и что-то орет, хватаясь за ручку, но момент упущен, как говорится.

Проезжаем мимо "трупа". Тот поднимает голову, слегка машет нам рукой и вроде как смеется. Становится ясно, что ему-то как раз сейчас очень "хорошо", только вот на улице семнадцатиградусный мороз, а лицо и конечности распухли и стали фиолетового цвета - явные признаки сильного обморожения.

Все это в километре от деревни. Пускать их в машину никакого желания нет, но и бросать нельзя тоже. Едем в деревню за какой-нибудь помощью, на улице пусто. Проезжаем мимо какого-то предприятия с проходной, дверь открыта.

Захожу туда, за телефоном сидит тетка лет 40. Объясняю ситуацию, что двое людей замерзго и нужна помощь - скорая, милиция, да хоть такси местное, чтобы довезти их до дома. Та мне отвечает, что скорой у них нету, такси тоже, а милицию надо вызывать из райцентра, куда она звонить не собирается. Разговор вроде как исчерпан, так как она снова отворачивается к телефону - "Алло, Тань, ну так я зайду к тебе сегодня вечером?".

Поняв, что в деревне помощи мы не найдем, решаем вернуться на дорогу, откуда будет видно этих людей, ну и заодно может кто-то мимо проедет.

Возвращаемся, останавливаемся метрах в трехстах, на земле лежат уже оба. Один пытается встать и пойти в нашем направлении, но постоянно падает, ибо пьян. Замечаем какую-то Волгу, едущую вдалеке по соседней дороге. Быстро догоняем ее, машем рукой, просим остановиться. Объясняю им ситуацию.

К счастью для тех двух парней, в машине были местные, которые знали их по именам, и решили помочь.

В общем, история такова. К часу дня те двое напились до такого состояния, что не могли стоять на ногах. Сели в свой Трейлблейзер и поехали в другую деревню. Машину на дороге занесло, и она улетела с обочины (совсем несильно, росшие рядом кусты смягчили "посадку", и заодно скрыли их авто от нас - я видел только лишь людей). Вместо того, чтобы сидеть в теплом салоне и позвонить кому-нибудь знакомым, они решили выйти на дорогу и тормозить всех проезжающих, где один вскоре решил прилечь, так как "было жарко", ну и уже особо не вставал.

Такая вот "неестественная" убыль населения происходит в глухих деревнях. Надеюсь все же, что у парней все нормально, и это для них будет хорошим уроком. Мужики на Волге сказали, что сами справятся, и мы поехали дальше.

Ссылка на альбом, там можно посмотреть координаты каждого фото.

При написании использовался текст и фото с сайтов:
veneva.ru
altertravel.ru
sobory.ru

Окрестности Венева - День 1
Окрестности Венева - День 2 (Начало)
Окрестности Венева - День 2 (Продолжение)

Да...смотришь на все эти архитектурные шедевры прошлого и понимаешь, какое счастье, что их владельцы не могут увидеть как умирает их имущество. Это больно.
Умрут эти постройки, затем, через десятилетия начнут так же пустовать и умирать современные "дворцы". И кто-то, когда нас не будет, тоже будет ездить по таким местам, фотографировать и сожалеть, что нет уже и в помине дворцов 19-го века... а только останки 20-го века... или даже 21... :-)))
Молодцы! Спасибо что сохраняете прошлое.

Просто архитектурные постройки того времени сильно отличаются от тех безликих коробок из стекла и бетона, которые строят сейчас. Тогда в них душу вкладывали, что-ли...
И, кстати, да - возможно, в будущем кто-то будет так же ездить и по современным "дворцам"...
Рады, что вам понравилось!

На первый день ссылка - не ссылка :)

Ага, и на второй-третий посты тоже! :)
Ссылки обновлю, когда будет готова третья часть.

круто, прожил в этих местах 15 лет)

Очень красивые края! Летом, думаю, там вообще замечательно!

Зимой усадьба в Хрусловке смотрится более цельной из-за отсутсвия листвы. А обледенелую водонапорную башню не фотографировал?

Все равно веток вокруг много, территория вся заросла. Летом, наверное, ее вообще не видно.
А водонапорная башня где находится? Мы сфоткали вот одну за ту поездку, но она совсем в другой стороне от трассы была.

Ещё видно, какими интересными были интерьеры дворца.
Церкви отлично смотрятся на фоне морозного ясного неба.

Спасибо! С погодой нам, конечно, повезло! Поездку планировали именно под те дни, когда прогноз обещал солнышко!

У фон Мекка был в гостях в ноябре http://zizis.livejournal.com/112621.html, так и не выложил, все времени нет :) Как забирался, через окно сзади? На второй этаж поднимался?

Щас гляну. Забирался через парадный вход, где когда-то была лестница. Залаз дался нелегко! :) А спускаться проще было - штативом спустил рюкзак вниз на землю (длины хватило впритык) и спрыгнул следом!
Про второй этаж написал же! :)

блин, посмотрел на усадьбу фон Мекка и подумал: "какое место просрали!"
а что, туда еще так просто не попадешь?

Почему же, попадешь, конечно! Только залазить непросто, парадной лестницы нету...

Я тут еще одну похожую усадьбу рассекретил в Тверской. можно будет вместе как-нить сгонять :)

Нуу, с огромным удовольствием! Когда планируешь туда?

да уж... пьянство сильно косит итак редкие ряды деревенских жителей. видел, наверное, у меня в крайнем репортаже колоритную тётю в лисьей шубе)

а объекты весьма крутые, ага

Спасибо! Последняя церковь нам больше всего понравилась.
Ага, "дамочку" видел... Просто жесть! И ведь такое повсеместно...

ох, места какие...

Да уж, там было на что посмотреть! :)

Был возле усадьбы в Хрусловке раз десять. Но ни разу не решился забраться внутрь. А ведь классные фотки у Вас получились!
Спасибо!

Внутри тоже есть, на что посмотреть!
Всегда пожалуйста! :)

У хрусловского дворца есть собственник, это частная собственность! Я очень прошу всех, кто собирается посмотреть его, не ломать двери и окна, пытаясь туда залезть, не разрушать кирпичную кладку, не отбивать оставшиеся изразцы!


Ну, я когда гуляю по объектам, руководствуюсь принципом "не навреди". Стараюсь ничего не трогать. А вообще здание впечатляющее!

Видимо, вы - счастливое исключение (хотя окно, через которое вы влезли, пришлось закрывать заново). А осенью застали в доме компанию, которая устав лазить и ломать, расположилась в большом покурить. Весной будем думать, как организовать возможность посещать здание без ущерба.

Так мы вообще-то залазили не через окно, а через парадную дверь (на высоте примерно двух метров от земли которая), ведущую в большой зал, где нарисован Кремль. Там проем вообще был открыт, только залезть тяжеловато было... Вот бы туда лесенку какую-нибудь деревянную прибить или доску с набитыми перекладинами - можно было бы легко подниматься внутрь без ущерба :)
Внутри ничего не трогали. Походили-пофоткали - и поехали дальше!

То, что вы называете парадным входом - это французское окно на бывший балкон. Там не было входа. Парадный вход в здание находится со стороны башни, именно там была парадная лестница. И парадный и черный вход (деревянная пристройка) сейчас забиты с целью хоть как-то ограничить вандализм большинства посетителей. Повторюсь, я не вас имею ввиду. Дверь, прибитую на французское окно, через которое залезли вы, ломают едва ли не каждые выходные, и его приходится забивать заново. Видимо, вы как раз попали после поломщиков. Или тут еще одна "милая" девушка, любительница старины из компании геокешингов написала: оба входа и окна были забиты, чтобы попасть в дом, ПРИШЛОСЬ (!) ОТОРВАТЬ лист железа.
Вам спасибо за отличные фотографии. Большая просьба, если решите еще раз туда ехать, свяжитесь со мной.

Ну, если честно, тоже был не уверен насчет того, что "окно" - это главный вход, так как мало-мальских следов разрушенной лестницы, которая по идее должна бы там быть, на земле не обнаружено. Но залезали по стене именно через него.
Когда были в прошлый раз год назад - лезли так же, но потом увидели, что черный вход тогда был открыт (доски разбиты).
Спасибо за предложение! Если соберемся еще в те края - обязательно напишу!
Подскажите, в некоторых комнатах на первом этаже видели тонкие перегородки из гипсокартона вроде бы, оштукатуренные. Явно современные. Это что там такое строилось, не знаете?

Эти перегородки - следы жизнедеятельности детского дома. Естественно, они ничего общего с первоначальной архитектурой не имеют.

?

Log in

No account? Create an account