Mongol

frantsouzov

Навстречу приключениям!

Журнал про наши путешествия


Previous Entry Share Next Entry
До свидания, Памир!
Mongol
frantsouzov

Ну что же, вот и подошла очередь заключительной части рассказа про наше большое путешествие по Таджикистану.

1. Попрощавшись с ребятами на Оке, мы выехали из кишлака Каракуль, полные решимости объехать одноименное озеро по его северному берегу и наснимать еще шедевров. По пути увидели вот этот старый дорожный столб на обочине, и что-то дернуло нас остановиться возле него. Делая этот кадр, в очередной раз для себя отметил, до чего же холодные и суровые здесь края. На фотографии теплый летний день и ясное небо над головой, а в реальности очень сильный ветер, делающий некомфортным даже кратковременное пребывание на улице.


2. Вернувшись в машину, стали размышлять, что же нам делать дальше. На дворе было 10 августа. По нашему крайне неспешному графику мы шли с опережением в 6 дней. А это значило, что как минимум шесть дневок (!!!) запросто можно было устроить в этих краях. Спешить абсолютно некуда. И тут Юля говорит, что наш роутер внезапно показал наличие интернета, которого мы уже несколько дней как не видели. Ну надо же, в кишлаке сигнала не было, а здесь он вдруг появился. Воистину судьба захотела, чтобы мы остановились именно в этом месте.


3. Решаю проверить почту и — о, чудо — как раз сегодня, несколько часов назад мне в ящик упало письмо от турфирмы из Киргизии. Наши пропуска в погранзоны всех районов страны были готовы, в подтверждение того они прислали скан разрешения и адрес их представительства в городе Ош, где можно было забрать оригиналы (сама турфирма находится в Бишкеке). И вот мы оказываемся перед крайне непростым выбором — что же делать дальше?


4. С одной стороны, у нас есть еще целых шесть дней на эти края. Через три-четыре дня начнется пик Персеидов — августовского метеорного потока, который и на равнине представляет собой незабываемое зрелище, а уж в горах... С другой — погода на Памире очень непредсказуема и в нашем путешествии часто менялась именно после заката: с уходом солнца небо за каких-то полчаса могли затянуть хмурые тучи.


5. Вроде бы надо оставаться. По тем же документам мы можем находиться в стране вообще и в Горном Бадахшане в частности еще целых 10 дней. Так, ну а вдруг погода опять испортится и мы прозеваем Персеиды? Вот обидно-то будет. Ну а если сейчас все же уедем, то когда мы еще сюда вернемся? Нескоро, ага. Выбор был крайне непростой, так что решили бросить монетку.


Вышли на улицу, и тут вдруг ветер дунул с такой силой... В общем, мы поняли, что это все же знак.

Памир — это потрясающие по красоте места. И одна из граней этой красоты — суровость. Безжизненные края, плохо приспособленные для обитания людей. Ветер и холод круглый год. Практически не тронутые человеком места. Рассматривая чужие фотографии перед поездкой, я просто не верил, что однажды мы туда попадем и увидим все это собственными глазами.

Там действительно есть на что посмотреть —  бескрайние просторы высокогорной пустыни, хорошие и отзывчивые люди, доброта которых контрастирует с их непростой жизнью. Острые, неприступные вершины гор и чистейшие озера. А общая удаленность от цивилизации еще больше манит любого путешественника. Но в тот конкретный момент...

6. В общем, мы с женой честно друг другу признались, что в тот момент оба просто немного устали. Устали от холода и бесконечного ветра. И хотя сейчас я понимаю, что, наверное, остался бы в тех краях еще на несколько дней, но тогда мы решили спускаться в Киргизию. Завели Дэфа и поехали дальше по Памирскому тракту. И, как показало время, правильно сделали.


7. Пожалуй, это был самый худший кусок дороги. Высота 4200 метров, раздолбанный асфальт, один раз переезжали реку вброд, так как мост смыло. Издалека нам показалось, что киргизский грузовичок застрял.


8. Но на деле водитель просто доливал грязной речной воды в бачок системы охлаждения старенького Мерседеса. На этой высоте машины очень легко закипают.


9. Воздух затянуло дымкой, из-за которой вершины гор вокруг нас стали казаться еще более далекими.


10. Дорога по долине. И многокилометровый забор вдоль нее. Граница.


11. Вообще не представляю себе, сколько труда и ресурсов сюда было вложено.


12. Река, разлившаяся по долине.


13. И горы, по которым проходит граница с соседним Китаем.


14. Вот как-то так нам и запомнился Памир — вершины, укутанные облаками, огромные пространства и километры забора. "Граница СССР священна и неприкосновенна"...


15. От озера до границы оказалось около 40 километров. Проезжаем мимо старой стеллы.


16. Горы потихоньку начинают меняться. К привычным цветам Памира добавляется красный. С дороги открывается шикарный вид на долину. На небе драматичные тучи, сквозь которые пробивается солнце. Скоро начнется закат. Я даже захотел было снять здесь таймлапс минут на тридцать, но что-то передумал. :) И вот, поднявшись на гору, дорога делает очередной поворот, за которым находится пограничный пост. О нашем прохождении границы я уже рассказывал в отдельной записи, но, думаю, нелишним будет продублировать эту эпопею и здесь.


Граница Таджикистан — Киргизия. Перевал Кызыл-Арт, 4280 метров.

На границе перед въездом на территорию с нас потребовали документы о ветеринарном и фитосанитарном контроле. Отдал им все, что было. Те придрались, что не хватает еще какой-то бумажки и сказали, что надо заплатить штраф 300 рублей.

— Хорошо, квитанцию дадите?
— Ладно, брат, езжай.


Потом в будке с гордой надписью "Служба по контролю за оборотом наркотиков" спросили, есть ли у нас что, а потом переписали данные паспортов в тетрадку. Так мы оказались в списке потенциальных курьеров. :)

Ну а дальше было крайне весело. Подходит ко мне мужик в куртке "адидас" и трениках и представляется начальником службы транспортного контроля. Требует от меня акт досмотра транспортного средства — "такая маленькая зеленая бумажка".

— У нас такой нет.
— Как нет? Тебя бы в страну без нее не пустили. Как ты въезжал?
— Через Фатехобад.
— Там на таможне давали, брат, всем дают. Давай мне ее.
— Нету.
— Как нету? Ты что, думаешь, я просто так здесь сижу? Я работаю здесь, я погоны ношу!


17.


Тем временем общение с улицы плавно переходит в его "кабинет" — каморку в вагончике-бытовке со старым деревянным столом и парой стульев. Из ящика стола достает половину листа А4, где в шапке написано "Акт досмотра".

— Вот такая бумажка должна быть, когда в страну въезжаешь.
— Что ты мне голову морочишь? Нету.
— Нету? Ну сейчас тогда оформлю протокол, поедешь 100 километров в Мургаб, в банке оплатишь штраф, вернешься и я тебя пропущу.
— Ну давай, оформляй.
— Ты понимаешь, что если я его напишу, тут все официально? Платить только в банке! У нас здесь банка нет, банк в Мургабе!
— Понимаю. А через вас тут много туристов проходит?
— Да, много!
— Ну покажи мне хоть одну заполненную бумажку!


Мужик начинает поочередно вытаскивать ящики стола, в одном из которых лежит стопка "актов", а два другие пустые. Делает он это по несколько раз с каждым ящиком, но в них, к его удивлению, по-прежнему ничего нового само собой не появляется. Мне уже становится смешно.

18.


— Сменщик забрал!
— Ну, я понял. От меня ты что хочешь тогда?
— Ладно, давай оставляй и можешь ехать! (неопределенно машет рукой в сторону стола)
— Что оставлять?
— Эээ... Ты что, не понимаешь, что ли? Сейчас протокол писать буду!
— Ну хорошо, я не против!
— Тебе оно надо вообще? Давай оставляй и свободен!
— Что оставлять? :))))))))
— Эээ...


И так несколько раз по кругу. В итоге через полчаса беседы мы пришли к соглашению, что он, начальник службы, хороший и добрый памирец, поэтому он нас отпускает просто так, а вот если бы мы попались его сменщику — тот очень злой, и на этом наша экспедиция вообще бы закончилась... А сегодня нам просто нереально повезло и мы можем ехать дальше.

Финальный аккорд — проверка регистрации, сдача разрешений на посещение Горного Бадахшана, выездные штампы в паспортах — и можем ехать дальше. Машину никто не смотрел, Юля из Дэфа вообще не выходила. Общее время прохождения границы — меньше часа, из них большая часть времени ушла на болтовню с "начальником важной службы".

Выкладываю сканы документов, возможно, кому-то они пригодятся:

А) Разрешение на временный ввоз машины. Без него по идее не выпустят ТС, если выезжать из страны не в том же месте, где въезжали. Крайне важная бумажка. Сотрудники таможни почему-то вначале "уперлись" и хотели сделать разрешение только на две недели, но мы их уболтали все-таки сделать на месяц, иначе нам пришлось бы через две недели выезжать из страны через другой КПП и заезжать туда снова. На дорогах не требуют. Забирают при выезде.


Б) Карточка регистрации. Можно сделать в местном ОВИРе, это бесплатно, но выдается она, если не ошибаюсь, только на несколько дней. Т.е постоянно приходится ее обновлять по мере движения по стране. Мы делали платную туристическую регистрацию, но зато на целых три месяца! Регистрацию делают по загранпаспорту, в который потом и прикрепляется карточка. На дорогах при остановке пару раз спрашивали, при выезде из страны забирают.


В) Разрешение на посещение Горного Бадахшана (как написано ручкой внизу в скобках — "кроме озера Сарез"). Мы делали в Душанбе. Как только въезжаешь в ГБАО, его проверяют на каждом посту милиции. Кто-то рассказывал, что умудрялся договариваться и без него, но это уже как повезет. На выезде при тебе его выбрасывают в мусорник. :)


19. Собственно, вот и все. У нас за спиной остался Таджикистан, а впереди был крутой и резкий спуск в Киргизию по перевалу Кызыл-Арт (Красный Перевал) с высоты 4280 метров. Внизу на фото — это не граница, а что-то вроде дальнего КПП. Военные с автоматами проверили наши паспорта и сказали, что пограничный пост находится внизу перевала, через 20 километров отсюда. Так как с каждой минутой становилось все темнее и темнее, то мы включили весь имеющийся свет и рванули вниз. Дорога то представляла собой куски ровного асфальта, то превращалась в убитый грейдер, благо что стравленные 33" колеса позволяли не обращать внимания на такие мелочи.


20. Прохождение киргизской границы — тема для небольшого рассказа. Первым делом пограничник на воротах спросил, есть ли у нас наклейки. Когда я зашел в кабинет его начальника, то понял, почему он это спросил. :)


Начальнику таможни, узнав, что у нас нет наклеек, немного расстроился и сказал мне, что у них введен экологический сбор в 2500 сом с машины, это 50$. Потом вместе почитали с ним законы, потом пришли к выводу, что Дэф — это все же не грузовик, и с него сбор будет 1000 сом, то есть 25$.

2500 = 50. 1000 = 25. Эээээ...

Достали калькулятор и пришли к выводу, что сбор все же составит 20$, на которые мне и была выписана квитанция. Я заполнил декларацию на киргизском под его руководством. На ней же он отметил временный ввоз машины до 10 сентября. Я несколько раз спросил про отдельный бланк на временный ввоз, он сказал, что бланков никаких нет и этого будет достаточно. Как выяснилось, не обманул, хотя риск все же был.

Машину не смотрели. И в итоге мы прошли таможню за 25 минут. Проехали километров 20. Стемнело мгновенно, время ушло на час вперед. Нашли съезд с трассы к реке и встали на ночевку. Высота "детские" 3300 метров, газовая горелка снова сама зажигается от искры, без помощи зажигалки. Мы снова в Киргизии, ура!!!

Подводя итоги.

Горняшка?
Практически не беспокоила, видимо, благодаря акклиматизационному подъему к буддийскому монастырю. Во время первой ночевки на высоте (озеро Зоркуль, 4155м) немного болела голова и снились "психоделические цветные сны", причем обоим. В общем-то, все. На следующий день решился на смелый эксперимент по дегустации крепкого алкоголя в высокогорных условиях — эксперимент завершился удачно, все прошло в штатном режиме. :)

Сколько надо дней, чтобы увидеть Памир?
Если никуда не спешить и устраивать дневки в красивых местах, то я бы сказал, что в идеале — месяц. Из них 10 дней на дорогу и три недели на страну. Если двигаться в обычном экспедиционном темпе с парой-тройкой дневок — то общий срок три недели.

У нас дорога до границы Узбекистана заняла пять дней (хотя могли уложиться в четыре), потом день на прохождение четырех таможенных пунктов и еще двадцать дней по стране, с 22 июля по 10 августа включительно.

Быстрее, как мне кажется, будет уже не то — вечная спешка и нервы, что отстаешь от графика. Это наше мнение применительно к нашей команде. Знаю экипажи, которые рулят посменно и предпочитают ночные перегоны. Тут уж каждому свое, как говорится.

Не страшно было?
Вообще ни капельки. Люди очень добрые и отзывчивые, в случае любого ЧП тебе придут на помощь. Самым "диким" местом на маршруте было озеро Зоркуль в погранзоне, во всех остальных местах мы так или иначе кого-то встречали, если не в один день, так на следующий. Туристов в тех краях также достаточно много, из них подавляющее большинство составляют иностранцы (Европа, США).

Планируем ли вернуться туда снова?
Обязательно. Памир — это суровые и безжизненные края, где живут потрясающие по доброте своей люди. Таджикистан очень красивая страна, и многое там мы еще не посмотрели. Сейчас прошло уже больше трех месяцев с момента, когда была сделана эта фотография. И с каждым днем все больше убеждаюсь, что очень хочется вернуться к тем вершинам. Туда, где жизнь настоящая.

Точки съемки
Посмотреть на карте, где были сделаны фотографии.




Posts from This Journal by “2015 Памир” Tag

  • Памирский Тракт — Сводный пост

    Итоговый пост о нашей поездке по самой высокогорной дороге бывшего СССР в июле-августе 2015 года. Перечень записей: 1. Дорога в Таджикистан…

  • До свидания, Памир - Таймлапс

    Хотите немного красоты хмурым пятничным вечером? Она есть в этом блоге! :) Таджикистан, Памир, Август 2015 года. Высокие горы, суровые и…

  • Озеро Каракуль

    Предыдущая часть рассказа о нашем большом путешествии закончилась на том, что мы по темноте доехали до озера Каракуль и встали на самом берегу. В…

  • Озёра Спокойствия - Таймлапс

    Что же, вот и готово очередное красивое видео из нашей поездки по Памирскому тракту. Невероятной красоты горные озёра и полное отсутствие людей…

  • Звёзды на Крыше Мира — Часть 3

    Заключительная часть фотоподборки звёздного неба в горах Таджикистана. Мало слов, много кадров. 1. Озеро Болункуль. На дальнем берегу виднеются…

  • Звёзды на Крыше Мира — Часть 2

    Продолжение нашего рассказа о нереальном звёздном небе в горах далекого Таджикистана... 2. Каждый вечер мы вставали на лагерь в разных местах.…

  • Звёзды на Крыше Мира — Часть 1

    Нереальной красоты звёздное небо вдалеке от цивилизации. То, из-за чего мы и отправляемся в дальние путешествия. 2. Иногда звёзд на небе не видно…

  • Ак-Байтал с высоты и звездопад

    Перевал Ак-Байтал был самой высокой точкой нашего путешествия. 4655 метров над уровнем моря, так высоко мы еще ни разу не поднимались. И хотя на…

  • Перевал Ак-Байтал

    Рассказ о том, как Семейка Французовых забралась на "крышу мира"! 1. В предыдущей части мы закупились едой и антифризом на рынке в…


  • 1
Интересно поговорили с официальными лицами.

Я было нашла зелёную бумажку у вас в документах - степлером к паспорту приколотую, но там про автомобиль мало совсем - CAR, да и то скажут - это не про него.
:)

И про то, что я назвала храбростью в комментарии к предыдущему посту:

И одна из граней этой красоты — суровость. Безжизненные края, плохо приспособленные для обитания людей. Ветер и холод круглый год. Практически не тронутые человеком места.

- вот это опасно, и нужно быть отважным, чтоб решиться на такое путешествие.

Интересно было с вами путешествовать, Денис.
Спасибо!

Спасибо огромное за добрые слова! Очень хочется снова вернуться в те места. Даже и не верится, что почти два года уже прошло. Надеюсь, когда-нибудь мы снова там окажемся.
Сегодня постараюсь успеть выложить заключительное видео с ночными съемками - финальный аккорд, так сказать! :)

12-я фотка понравилась, где река разлилась, и горы тоже видно.
Спасибо за прекрасную фотоэкскурсию!

Всегда пожалуйста! Рад, что понравилось.

Долго с удовольствием просматривал фотки Памира в ваших темах, и только теперь понял, почему мне так они понравились - мечта социопата - горы, небо и пустота. Ничего лишнего. И никаких людей.
Намного лучше гималайских пейзажей, где везде куча людей и лишних ярких красок.
Спасибо вам, и удачных путешествий.

Спасибо за отзыв! Нам, если честно, из всех увиденных стран больше всего запомнились Монголия и Таджикистан, а точнее - Памирское высокогорье. В Монголии бескрайние просторы, на Памире суровые горы, и там и там ветер и очень-очень мало людей. Ну а нетронутая человеком природа всегда красива.

Привет. Этим летом с ребенком поедете куда-нибудь? Кемпер будешь перестраивать под детское кресло?
Как в машине ездит? Наша в возрасте между 7мес и 1г 2мес ездила отвратительно. Ехать можно было только тогда, когда ребкнок спит.


Привет! Да, строим планы вовсю. Думали вообще на этой неделе куда-то уже выбраться и открыть сезон, но что-то погода прям все планы нам испортила.
В машине тьфу-тьфу пока замечательно. Сразу засыпает. На самом деле, даже детское кресло берешь в руки и идешь куда-то пешком - тут же вырубается. Наверное, хорошо, что Юля практически всю беременность регулярно тряслась в машине по кочкам :)))

У нас высокая барышня и, когда ноги стали упираться начинала орать в машине и пришлось купить кресло, которое ставится по ходу движения лицом вперед. Стало немного лучше.

Вот, посмотри. может будут интересны записи про ребенка
http://lobarg.livejournal.com/tag/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA

А по теме - очень крутое путешествие, спасибо.


Завидую белой завистью. Здорово!

Благодарю! Сами мечтаем вернуться туда!

Трафик там совсем никакой ? В плане автостопа

http://varandej.livejournal.com - он как раз по тем краям проезжал именно автостопом. Но с трафиком напряжно, ага. Порой, судя по рассказу, довольно долго приходилось ждать машин, и плюс бесплатно никто не подвозит, так как топливо там дорогое и все машины идут полностью загруженные пассажирами и вещами.

До Мургаба трафик нормальный, за час минимум 5 машин проезжает. А вот от Мургаба и дальше до Каракуля уже нет. Там только заказные авто ездят и как правило забиты под завязку.

Есть что вспомнить, ага :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account