Mongol

frantsouzov

Навстречу приключениям!

Журнал про наши путешествия


Previous Entry Share Next Entry
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Mongol
frantsouzov

"Перевлесскую церковь нельзя не заметить, но никто не обращает внимания..."

Рассказ о нашей зимней поездке к одной из красивейших церквей в Рязанской области.

Эту величественную церковь строили 15 лет, с 1824 по 1839 гг. Это недолго – для такого-то колосса. Архитектуру когда-то назвали «застывшей музыкой».
«При взгляде на храм с юга или северо-востока все его колонны – портиков, апсиды и ротонды – образуют мощную систему ритмических вертикалей, к которым присоединяются колонны колокольни. Такое поистине «органное звучание» колоннад делает церковь уникальной» (Г.К. Вагнер, искусствовед).


Колокольня не просто одна из самых высоких, но и не имеющая аналогов в русской архитектуре: пять цилиндрических ярусов, стоящих на четверике, с вынесенной на третий ярус колоннадой.


В XIX веке село Перевлес было крупнейшим торговым пунктом всей губернии. Из южных уездов сюда везли хлеб: Перевлес был крайней точкой, куда по Проне могли подниматься суда.
Отсюда баржи везли зерно в Москву и Нижний Новгород, тамошние цены на хлеб определял Перевлес!
Население села жило не столько хлебопашеством, сколько за счет сдачи внаём амбаров под засыпку зерна. Кроме того, через Перевлес проходила большая дорога из Пронска на Спасск и Шацк; берега Прони соединял мост.


И весь этот узел торговых путей принадлежал в первой половине XIX в. помещику И.И. Барыкову – богатейшему человеку Рязанской губернии, владельцу 5 тысяч душ, да ещё и зарабатывавшему миллионы на винных откупах.
Барыков решил увенчать Перевлес своего рода «Александрийским маяком». Помещик мог позволить себе не только дорогостоящую постройку, но и дорогостоящий проект. И архитектор был выдающийся – скорее всего, Доменико Жилярди.


Церковь была закрыта в 1936 году. В настоящее время на окнах висят решетки, а двери заперты на цепи и замки.


Старинная ковка. Несмотря на ржавчину, сами решетки выглядят и держатся достаточно хорошо.


Так как внутрь храма зайти не получилось, я решил попробовать подняться на колокольню.


Сбоку находится лестница, по которой можно залезть наверх. Слева виднеется уцелевшая дверная петля.


Высота колокольни очень впечатляет!


По крутым ступеням поднимаемся наверх.


На крыше трапезной. Часть ее свода обвалилась в 2007 году.


А наверх еще лезть и лезть!


Посмотрим вниз с этой площадки. До земли уже далековато, высота около пяти этажей.


Лестничный проем становится уже. Осталось немного!


И вот мы практически на самом верху! На самый последний ярус когда-то вела деревянная лестница, которая, к сожалению, не уцелела, так что выше не поднимешься.


По периметру колокольни находится что-то типа смотровой площадки. Ветер очень нешуточный. Вид на церковь отсюда.


Тень от храма легла на деревенские дома. Высота, конечно, впечатляет! На тени примерно посередине колокольни справа видна одна из колонн - я сейчас нахожусь на этом уровне. Жаль, что нельзя подняться на самый верх!


Видео с колокольни.


Взглянем на купол церкви и окрестности еще разок...


...И пора спускаться вниз!


Обходим храм вокруг.


Когда делал это фото, то случайно заметил, что одна из дверных створок все же приоткрыта!


Заходим внутрь. На стенах сохранились некоторые фрески.


И с другой стороны тоже.


Купол впечатляет своим великолепием! Когда-то здесь висела огромная люстра.


Обычно по периметру мы видели лепнину, но здесь же была роспись.


"Ничего нет хуже, чем когда в храме снег идет..."
Обвалившаяся крыша трапезной.


С другой стороны зала уцелели две колонны с лепниной (деревянные изнутри).


Закрытый вход со стороны колокольни.


Винтовая лестница с коваными перилами, ныне ведущая в никуда...


Что же, взглянув на церковь в последний раз, отправляемся дальше.
Впереди у нас было две усадьбы, принадлежавшие барону Павлу Григорьевичу Дервизу (фон-дер-Визе). Одну из них внешне отреставрировали, а вторая находится в глубоком запустении в селе неподалеку. Но об этом в других постах!

При написании использовались материалы с сайта www.mediaryazan.ru.

  • 1
Да, колокольня впечатляет. удивительно что сохранились перила и вообще все металлическое.
А какая точная высота у колокольни?
Я вот поднимался на колокольню Ивана Великого, на второй ярус звонницы, там было впечатляюще :)

Если честно, то не знаю про высоту. Про Перевлес как бы вообще в инете не очень много материалов нашел.
По ощущениям, тот ярус, где я был - это 6-7 этажей, то есть примерно 18-21 метр. Но я поднялся только на 2/3 высоты, судя по фото с тенью, так что, возможно, высота около 27-31 метра.

Добрый день!!!
Отличный репортаж! Огhомное человеческое спасибо, за то что показываете миру пока существующую красоту!
Позвольте не согласиться с высказыванием: "Отсюда баржи везли зерно в Москву и Нижний Новгород, тамошние цены на хлеб определял Перевлес!". Цены на зерно устанавливались именно в Нижнем Ноговроде, а не где бы то ни было в Империи. Из Перевеса привозилось зерно в Нижний Новгород по Оке и уже тут, в Нижнем, на него ставили цену в зависимости от урожаев по всей Империи. Более того, Нижегородская губерния являлась сама крупным производителем зерна. Столько мельниц сколько было в Нижегородской губернии не было нигде - основным их владельцем был Николай Александрович Бугров (http://new.nnov.ru/new/1331769.html). Так же, рекомендую небольшую статью про Нижегородскую ярмарку на WiKi - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%8F%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0

Стараемся потихоньку!
Спасибо за информацию, сейчас почитаю!

Аналог колокольни все же есть. В селе Новотроицкое Липецкой области. Совсем неизвестный шедевр. И тоже без авторства. На авторство Жилярди смотрю скептически, подобных проектов у него нет. Трудно даже предположить, кто бы это мог быть. Росси - похоже торжественностью и многоколонностью, но он почти не строил храмов, и не с чем сопоставить в этом жанре. Стасов, кажется, более суров. Бове? Трудно сказать. Нужны документы.

Спасибо за наводку! Постараемся как-нибудь и до Новотроицкого доехать! :)

Очень советую, это дальний угол, западный, почти на границе с Орловской. На "соборах" есть убогонькие фоты. У меня хорошие, с суперским светом грозовым, но, увы, еще на пленке, и не отсканировано ничего. Поражает даже больше Перевлеса, ибо стоит отдельно от церкви и явно выше.
И надо успеть, потому что Липецкая епархия славится уродованием заброшенных храмов. Приедешь так - а оно уже синее и пластмассовое, с луковицами.

Да-да, уже нашел на карте... Самое обидное, что две недели назад ездили на Воргольские скалы возле Ельца, а оттуда - на заброшенную Адамову мельницу в Ливнах. И проезжали по трасса всего в 20-30 километрах от этого места! Ну кто ж знал...
Придется обязательно съездить в те края еще раз, колокольня просто необыкновенная!

Привет всем!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Собираемся подняться на воздушном шаре (село Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область, Привязные работы высота 100 метров) )))))))) Всем кому интересно, emmng@rambler.ru))))
ПОЛЕТИМ 17 ИЛИ 18 ИЮЛЯ 2010 ГОДА)))))))) Стоимость удовольствия составит 2 тыс руб. с человека
Григорий Дорогов
Если Вы хотите просто полетать (свободный полет), то это будет стоить 5 тыс. руб. с человека з 1 час полетов. В корзине может находиться 4 пассажира.
89290657208
P.S.: Если соберетесь, просьба предупредить меня заранее.

Эххх, блин, мечта прямо...
Мы щас по выходным вджобываем активно, на поездки вообще времени нету, уж месяц как не выбирались никуда. :(
А так цена и идея ну очень заманчивые! Может, в другой раз как-нибудь получится...

Вчера летал на параплане, какие же виды сверху!!!!!!!!!!!!!!!!! Может на следующий год тогда присоединитесь, если полетим.

Да, а высота колокольни около 50 метров)))))))))


Ага, колокольня там реально высоченная... Жаль, не догадался гпс-ом померить высоту внизу и наверху - интересно было бы сравнить разницу!

высота колокольни - 90 метров. Вчера добрались туда наконец-то!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account