Mongol

frantsouzov

Навстречу приключениям!

Журнал про наши путешествия


Previous Entry Share Next Entry
Памир 2015 - Общая информация
Mongol
frantsouzov

Вторая часть рассказа о технических деталях нашего путешествия будет посвящена исключительно Таджикистану.

Таджикистан.



По сравнению с узбеками - это просто сказка! Вот реально! На миграционных карточках сзади напечатана реклама "Мегафона". Понимаете, да? :)

Ветеринары попросили документы на собак, за контроль взяли 300 рублей, выписали квитанции. Дали документы о прохождении ветеринарного и фитосанитарного контроля, которые надо было сдать при выезде из страны. Машину не смотрели вообще:

- А что вас смотреть, вы же туристы? Добро пожаловать в Таджикистан!

Заплатили 25 долларов за дорожный налог. Платить можно как угодно - на таможне принимают рубли, доллары, узбекские сумы, казахские тенге - мультивалютность! Опять же, выписали квитанцию, которую мы отдали при выходе из страны, иначе бы снова обязали уплатить налог.

Дальше оформление временного ввоза ТС на территорию страны (очень важный документ). Вначале сказали, что оформят ввоз только на 15 дней, больше не могут. А через 15 дней мне надо будет найти ближайший пограничный пункт и заново оформить там временный ввоз еще на две недели. Денег при этом не просили. В ход снова пошло сопроводительное письмо (Аа, бумага есть? Тащи давай, я ксерокс сделаю) и рассказ про кино. В итоге оформили ввоз на 30 дней. Подарил начальнику магнит, он очень обрадовался. Подчиненные сидели рядом на стульях и лениво жевали насвай. Кроме начальника никто вообще ничего не делал. Азия...



Валюта в Таджикистане - сомони, курс 1 к 10, т.е. 1000 рублей - это 100 сомони. На границе мы поменяли рубли и попытались купить полис ОСАГО.

- Зачем страховка, брат? Страховые все равно никому не платят. Нету у нас страховки.

И ведь не поспоришь. Переночевали, на следующий день нам надо было попасть в Душанбе для получения разрешений. Заправились соляркой по 50 рублей за литр (тогда я еще наивно думал, что это дорого) и поехали в столицу.

Душанбе, озеро Искандеркуль, Анзобский тоннель



Когда готовил маршрут дома, на карте отдельно отметил Анзобский тоннель. Почитал новости по нему - мол, недавно открыли, удобно, время пути сократилось на два с половиной часа. Ага.



Все в лучших традициях - открыли, отпраздновали, и закрыли на дальнейший ремонт. Тоннель пропускаеть машины только ночью, хочешь проехать - стой и жди, либо двигай в объезд через перевал по старой дороге, которая на карте была отмечена как "закрытая". Все наоборот.

Разрешения и регистрация. В течение трех дней после прибытия в страну надо обязательно встать на учет в ОВД. Если же планируешь посетить ГБАО (Горно-Бадахшанскую автономную область - то, куда мы, собственно, и ехали), надо делать отдельное разрешение. Поэтому делюсь с читателями проверенными контактами очень хорошего и гостеприимного человека:

Бахриддин Исамутдинов, ссылка ведет на его страницу в Фейсбуке. С его согласия также указываю телефон для связи: +992 918 33 38 07. Адрес офиса: г. Душанбе ул. Айни д. 15 кв. 3 (точка отмечена на карте).



Разрешение на посещение ГБАО стоило по 25 долларов за человека. Я отправил Бахриддину денежный перевод из Москвы, а также копии загранпаспортов по электронке. И к нашему приезду документы уже были готовы.



Еще один момент, о котором считаю нужным упомянуть. Пока мы ждали Бахриддина недалеко от его дома (договорились встретиться вечером там, точка тоже отмечена), я просто слонялся вокруг Дэфа, осматривая машину. Мимо по улице проходили люди, и довольно быстро у меня возникло такое чувство, знаете, когда что-то не так... Ты не можешь это объяснить, но просто это чувствуешь...

В итоге после легкого мозгового штурма мы с женой пришли к выводу, что дело было во мне. Я был на улице в шортах длиною по колено. В столице страны, где традиции ислама весьма сильны. Понятное дело, что взгляды были неодобрительные. Полез в салон и переоделся в джинсы. Просто имейте в виду. Помню, мы с Юлей в Каире лет пять назад тоже отправились гулять по ночному городу в день окончания их священного месяца Рамадан... Впрочем, не буду отвлекаться.

Вождение в Душанбе... А-а-а, это агонь!!! Перед поездкой в страну убедитесь, что звуковой сигнал работает исправно, там им постоянно придется пользоваться! Это центральная улица города, проспект Рудаки. Каждые несколько сотен метров стоят сотрудники ДПС, но они только кричат на всех и машут жезлами. Народ их просто игнорирует. Все сигналят, режут, постоянно перестраиваются. Главное правило - "на дороге я один, больше никого не вижу, делаю что хочу". Впрочем, я быстро освоился, и "шустный и маневренный" Дэф чувствовал там себя словно рыба в воде. Осторожничать приходилось только со старыми советскими грузовиками, которые могли нанести большой урон нашему транспортному средству.

А еще нам все постоянно сигналили, показывали большие пальцы и спрашивали, из Москвы ли мы, и какая станция метро! Народ там реально очень радовался машине с российскими номерами.



С оформлением регистрации нам помогла коллега Бахриддина, девушка с немного необычным для нас именем Мискола. Регистрация, если не ошибаюсь, обошлась по 40 долларов с человека, но при этом нам сделали так называемую "туристическую" регистрацию по всей стране на три месяца, а это означало отсутствие необходимости "отмечаться" в пунктах ОВД по маршруту каждые несколько дней. Бланк прикалывается степлером к загранпаспорту и изымается таможней при выходе из страны. При его отсутствии, соответственно, приходится платить штраф.

Из минусов - такая регистрация делается около двух дней и для нее необходим оригинал паспорта. Следовательно, возникает ситуация, когда на какое-то время ты остаешься в Таджикистане вообще без документов. Мискола посоветовала нам погулять по Душанбе эти дни, но мы решили рвануть в горы...



Что еще хотелось бы упомянуть про страну:

Сотовая связь. Мегафон в лидерах, но... Симку вам не продадут, только местным и по паспорту. Благо что Бахриддин здорово выручил, сходив с нами до офиса продаж и купив сим-карту на свое имя. Покупали стандартный интернет-тариф что-то вроде 5 гигабайт на месяц за 1000 рублей, этого вполне хватило. Связь была почти во всех кишлаках, в том числе и на высокогорье, 3g-интернет только в крупных поселках, в остальное время работал он достаточно медленно.

Гостиницы. В столице - "Душанбе" (отмечена на карте). Центр города, нормальные номера (как я понял, недавно был ремонт), адекватные цены (переночевать вдвоем - 75 долларов). В остальных местах было сильно дороже.

По маршруту - практически в каждом кишлаке будет табличка "Хоум стэй". Туристов много, переночевать никаких проблем нет. По поводу цен и качества ничего сказать не могу, так как единственный раз мы ночевали только лишь в столице, остальное время спали в машине. На фото - гостиница в высокогорном кишлаке Аличур.


Другой момент - где найти место для лагеря. По отзывам путешественников, Памирский тракт - это скалы с одной стороны и река с другой, вставать там просто негде, так как везде, где есть ровное место, стоят дома и кишлаки. Это не совсем так, место для ночевки можно найти, другое дело - это не всегда просто и надо быть готовым, что ты будешь стоять недалеко от "трассы". К примеру, на фото мы стоим на технической площадке дорожников, в 20 метрах от нас проходит дорога, за ней - река, а вот там вдалеке светятся огни афганского кишлака.


Или вот, спрятались на ночь за скалами. С поворота дороги нас видно, ну а что теперь делать? Выбирать особо не приходится.


Супермаркеты. Столица: Один отмечен на карте, еще один находится там, где мы встречались с Мисколой. Все очень дорого, примерно в 2 раза дороже, чем в Москве. Все продукты привозные, отсюда и такие цены. Ассортимент как дома, очень много российской продукции.

По маршруту: тут уж как повезет. Ассортимент может состоять из минералки, хлеба, муки, овощей, консервов и одежды. Дважды мы попадали в ситуацию, когда вместо обычной воды нам продавали ящик газированной, из-за чего приходилось готовить еду на воде речной, благо что в реках недостатка нет. Продукты уже в основном все местного производства, очень хорошие и вкусные, но дешево стоят лишь в магазинах возле городов Калайхум и Хорог. Чем дальше от Хорога в сторону Мургаба, тем дороже (прибавляется стоимость доставки в отдаленные районы).


Впрочем, никто не помешает вам купить продуктов у местных. Овощи стоят копейки, компот вкусный. Не можете найти магазин - постучитесь в дом, его хозяева с радостью вам помогут! Нас много раз бесплатно угощали хлебом и фруктами в разных кишлаках. Так что путникам умереть с голоду на Памире точно не грозит! :)


Топливо. В столице солярка уже была по 56 рублей. В Хороге 60, в Ишкашиме - 65, в Мургабе ее вообще не было, из-за того, что дорогу смыло и топливовозы не могли туда проехать. Заправлялись китайской соляркой с дальнобойщиков по 70 рублей за литр, и это после долгого торга (изначально они просили 80). С бензином попроще, так как в стране очень много УАЗиков и "буханок", которые с аппетитом поедают "80-ый". Между кишлаками продают в канистрах и баклажках, по цене не сориентирую.


На большинстве заправок оборудование - списанные колонки из Германии. Если насос местные умельцы еще могут подключить - то со счетчиком (табло) возникают сложности. Поэтому топливо просто переливают в "тарированную" емкость на глаз, а потом заливают тебе в бак. По поводу залитого объема можно немного торговаться, как правило, тебе идут навстречу. :)


Безопасность. С этим в Таджикистане никаких проблем не было, несмотря на новости о соседнем Афгане, которые мы начитались перед поездкой. Граница усилена российскими войсками, небо над ущельем патрулируют военные. С местными тоже все было замечательно, люди очень добрые и приветливые, особенно когда узнают, что ты приехал к ним из России. Русских в Таджикистане очень любят.


Ну а так, конечно, много где чувствуется "эхо войны", прокатившейся по стране после распада СССР и обретения независимости. За весь месяц пребывания в республике была только одна ситуация, когда мне было по-настоящему страшно, но, как говорится, "у страха глаза велики", а я не буду забегать вперед.


А что там делать-то?

Ну вот, например, озеро Искандеркуль, примерно 140км пути от Душанбе. Пока готовились наши документы, мы провели на нем целых три дня! К сожалению, все три площадки пологого берега заняты турбазами (две из них видны на фото, одна вблизи, а вторая на дальнем берегу, заросшем лесом). Мол, глаз радуется, но встать негде.


Мы не стали мелочиться и разбили лагерь прямо на вертолетной площадке, которые, кстати, тоже виднеются на предыдущем кадре. Отличные были дневки! Вокруг Фанские горы, где-то там, вдалеке, расположены Алаудинские озера, но туда, к сожалению, только пешком, оставив машину на несколько дней. Надеюсь, что когда-нибудь этот "этап эволюции" познает и наша команда, мы уже давно мечтаем о том, чтобы радиалки пешком и никуда не спешить...


Западный Памирский Тракт



- Ты какой дорогой пойдешь, верхней или нижней?

Признаюсь, год назад подобный вопрос моментально поставил бы меня в тупик. Давайте разбираться.

Итак, Памирский тракт - он связывает столицу Таджикистана - Душанбе - с главным городом Горного Бадахшана - Хорогом - и дальше ведет в "южную столицу" Киргизии - Ош.

Часть общего пути Душанбе - Хорог именуется Западным Памирским Трактом, и там есть две дороги - верхняя и нижняя. А еще есть Восточный Памирский Тракт (Хорог - Ош), и там тоже есть две дороги. Угадайте, как называются? :)

Западный Тракт (на карте). Синий путь - верхняя дорога, "Тавилдаринская", как ее еще называют. Более красивая и видовая, но по большей части в плохом состоянии. Местные в основном пользуются "нижней" дорогой с хорошим асфальтовым покрытием через Куляб - Шурообод, там как раз будет КПП со шлагбаумом, где у вас проверят разрешения на въезд в ГБАО. А вообще такие КПП, где будут переписывать данные паспортов в тетрадку, на дороге встречаются достаточно часто и именуются местными простым и понятным словом "регистрация".


На верхней дороге есть перевал Хабуробад, и если по каким-то причинам вы все же решите ехать нижней дорогой по асфальту, очень советую в поселке Калайхум свернуть на север и проехать 20 километров до вершины перевала.


Поверьте, это один из самых красивых и "видовых" участков пути в Таджикистане. Ну а если же, наоборот, вы приехали в Калайхум по верхней дороге, советую вернуться обратно в сторону Душанбе (около 10 километров) по нижней дороге и посмотреть на дворец президента Таджикистана и на его беседку в горах.


На самом деле, до поездки я думал, что весь Памирский тракт, да и вообще, все дороги в Таджикистане выглядят примерно так, как на предыдущих фотографиях. На самом деле, все оказалось несколько иначе: слева - скалы и грунтовка, посередине река Пяндж, справа - Афганистан. Ты наматываешь километры и визуально практически ничего не меняется, только лишь растут цифры в поле "высота" на экране навигатора.


В долине реки Ванч можно съехать с трассы и прокатиться 70км к леднику. Если с погодой повезет, возможно, вы его даже увидите. Нам вот не повезло ни с дорогой (ее смыло), ни с погодой. До самого ледника туристов возит местный предприниматель на ГАЗ-66.


Восточный Памирский Тракт



"От Оша и до Хорога очень классная дорога, от Хорога до Оша трасса тоже хороша!"

Здесь уже все наоборот. Вернхяя дорога - асфальт и меньше красивых видов, нижняя - достопримечательности и Афганистан на другом берегу. В советское время нижняя вроде как была открыта только для пограничников и использовалась в качестве "технической". Мы, понятное дело, отправились по нижней.


Афганский базар в Ишкашиме. Нейтральная территория между странами, куда можно попасть только лишь без документов, оставив паспорта дежурному пограничнику. После крутейшего репортажа Дмитрия Чистопрудова мы загорелись было там побывать, но судьба распорядилась иначе. Переход уже месяц как был закрыт. Война...


Ишкашим - последний оплот цивилизации перед высокогорьем. Заправляем полные баки (следующая заправка - в Мургабе, 450км отсюда, а уже потом выяснилось, что в Мургабе солярки нет). Закупаемся продуктами. Граница под боком, на улицах много военных с оружием.

Решили пообедать в кафешке слева на фото. Заказали еду, сидим, кушаем. Заходят двое здоровенных амбалов в камуфляже и черных очках, натурально так бряцают оружием. Кивая на нас, спрашивают у официантки:

- Иностранцы что ли?
- Нет, друг, мы свои, русские! - смеясь, отвечаю ему я вместо женщины.
- А, брат, здоров, как сам? Как вам Бадахшан, нравится? Нормально все?

Вот как-то так в основном и строилось общение с местными...


Итак, что еще посмотреть. Древняя крепость Каах-Кха. Не проскочите мимо. Огромная территория, по которой можно гулять пару часов.


Эти руины защищали местное население от набегов еще за три века до появления христианства.


Прямо напротив крепости - краеведческий музей. Не поленитесь, зайдите внутрь, возможно, такого вы больше нигде не увидите.


Очень колоритный дедушка поведает вам много интересного об этих краях, покажет Памирский дом и расскажет о быте горцев. Погружение в местный колорит, так сказать, гарантировано.


Руины крепости Даршай.


Чудодейственные источники Биби Фотима Зухро. Много слышали про это место, но нас оно не впечатлило. Возможно, надо было просто идти туда с другими мыслями. А может быть, дело в том, что год назад там сделали ремонт, и купальни стали чересчур "цивилизованными".


Остатки крепости Ямчун. Обязательно. Оставляете машину на площадке возле обрыва, дальше пешком небольшой спуск вниз и подъем на гору к крепости. Руины весьма хорошо сохранились, поверьте, там есть на что посмотреть!


Пирамида.


И остатки буддийского монастыря на вершине горы. Обязательно возьмите с собой "языка" из местных - он покажет вам то, что вы сами, скорее всего, не найдете. Не буду раскрывать интригу. Это во-первых, а во-вторых, подъем к монастырю - это прекрасная акклиматизация. Высота поселка примерно 2900 метров, высота горы - 3200 метров, итого около 300 метров очень крутого подъема в условиях разреженного воздуха.


На следующий день, когда вы резко наберете высоту примерно с 3300 до 4000 метров, ваш организм только скажет вам "спасибо". На фото памирское высокогорье.


То, что у меня на карте было обозначено как "населенный пункт Харгуш", оказалось лишь будкой, где проверяли регистрацию. Рядом стоит погранзастава, у начальника которой находятся ключи от шлагбаума дороги на озеро Зоркуль. На него требуется отдельное разрешение, которое выдает начальник погранслужбы в Мургабе. После долгих уговоров и демонстрации сопроводительного письма нас все-таки пропустили.


Дорога на Зоркуль. 70 километров, из них примерно половину ехать приходится очень медленно...


Высокогорное озеро на границе двух стран. Справа горы Афганистана, а за этим хребтом, примерно в 40 километрах от нас, уже начинается Пакистан.


Памирский тракт строился в основном для легковых машин, но сейчас его активно разбивают фуры, везущие товары (преимущественно технику) из Китая. Мощности дизелей не хватает, и колонна очень медленно ползет в гору на пониженной передаче. Пока мы ее пропускали, успели приготовить еду и поужинать.


Иногда бывает так. Повезло, что мы можем объехать по целине, и хорошо, что конкретно в этом участке дорога относительно широкая. А вот дальнобойщики, которые едут позади, попали всерьез и надолго.


Памирское высокогорье



Ближайший центр цивилизации - кишлак Аличур. Там есть "гостиница" и продуктовый магазин, но нет заправки. Рядом с ним - озеро Сасык-Куль, особого интереса не представляет по причине заболоченности берега и весьма специфического запаха.


Жемчужиной местных озер считается Яшилькуль - огромное и очень красивое.


От местного мы узнали, что можно проехать до самого конца и посмотреть на "Завал" - естественную плотину. Я не знаю, как передать те ощущения, когда стоишь среди этого в реальности. Да, на фото виден Дэф - посередине внизу - это для понимания масштабов.


Само по себе озеро просто потрясающее, но, как говорится, "видит око, да зуб неймет". В первый день мы просто с огромным трудом нашли спуск к берегу.


А на второй совершенно случайно оказались на потрясающем пляже, где вообще никого не было! Точки отмечены на карте.


Булункуль, еще одно озеро совсем рядом. В штиль в нем очень красиво отражаются горные вершины. Считается самым холодным местом Таджикистана.


Озеро Ак-Балык. Там, где стоит Дэф, проходит трасса. Если не знать, где оно находится, проехать мимо очень легко!


Маленькое высокогорное озеро с кристально чистой водой и стаями форели. Озеро карстовое, в него впадает ручей, а дальше вода уходит под землю. Не знаю, что еще сказать.


Мургаб, крупный поселок. Гостиница, банк, заправки, рынок, самса с мясом яков. Все на карте.


Терминал дальнобойщиков, следующих из Китая. Здесь мы заправлялись китайской соляркой цвета ослиной мочи по 70 рублей за литр. Я им жаловался, что у нас на таджикском топливе не работает "вебаста", а они мне рассказывали, что на этой высоте вообще-то люди задыхаются, а не только техника.


Озеро Рангкуль, дальше по дороге расположен одноименный древний кишлак.


Еще дальше - граница с Китаем, куда мы не поехали, так как дальнобойщики сказали, что без разрешения нас не пропустят. Документы можно было сделать в Мургабе в понедельник, но тогда был вечер пятницы. Не стали ждать. С дороги, вроде бы, виден ледник на китайской территории.


Пятикилометровая погранзона, можно сказать, на замке. Немножко нарушили.


Ак-Байтал. Табличка, с которой все фотографируются, на самом деле стоит не на вершине перевала, а возле его начала. Здесь высота примерно 4200 метров. С другой стороны перевала такой же знак.


А вот и самый высокогорный автомобильный перевал на территории бывшего СССР. Маленькая серая точка посередине кадра - это наша машина. На последней петле серпантина я думал, что мы заглохнем и там останемся - очень уж тяжело груженому Дэфу дался подъем. Ан нет, все-таки забрались.


Озеро Каракуль - последнее перед границей с Киргизией. Оно просто огромное, но, несмотря на 10 число августа, на улице дубак и очень сильный ветер, было немного боязно запускать коптера. Не могу придумать другого эпитета для этого озера, кроме как "неприветливое". Рядом находится пограничный кишлак с одноименным названием. Вообще не представляю, как люди тут живут.


Граница Таджикистан - Киргизия. Перевал Кызыл-Арт, 4280 метров.


На границе перед въездом на территорию с нас потребовали документы о ветеринарном и фитосанитарном контроле. Отдал им все, что было. Те придрались, что не хватает еще какой-то бумажки и сказали, что надо заплатить штраф 300 рублей.

- Хорошо, квитанцию дадите?
- Ладно, брат, езжай.


Потом в будке с гордой надписью "Служба по контролю за оборотом наркотиков" спросили, есть ли у нас что, а потом переписали данные паспортов в тетрадку. Так мы оказались в списке потенциальных курьеров.

Ну а дальше было крайне весело. Подходит ко мне мужик в куртке "адидас" и трениках и представляется начальником службы транспортного контроля. Требует от меня акт досмотра транспортного средства - "такая маленькая зеленая бумажка".

- У нас такой нет.
- Как нет? Тебя бы в страну без нее не пустили. Как ты въезжал?
- Через Фатехобад.
- Там на таможне давали, брат, всем дают. Давай мне ее.
- Нету.
- Как нету? Ты что, думаешь, я просто так здесь сижу? Я работаю здесь, я погоны ношу!


Тем временем общение с улицы плавно переходит в его "кабинет" - каморку в вагончике-бытовке со старым деревянным столом и парой стульев. Из ящика стола достает половину листа А4, где в шапке написано "Акт досмотра".

- Вот такая бумажка должна быть, когда в страну въезжаешь.
- Не, нету.
- Нету? Ну сейчас тогда оформлю протокол, поедешь 100 километров в Мургаб, в банке оплатишь штраф, вернешься и я тебя пропущу.
- Ну давай, оформляй.
- Ты понимаешь, что если я его напишу, тут все официально? Платить только в банке! У нас здесь банка нет, банк в Мургабе!
- Понимаю. А через вас тут много туристов проходит?
- Да, много!
- Ну покажи мне хоть одну заполненную бумажку!


Мужик начинает поочередно вытаскивать ящики стола, в одном из которых лежит стопка "актов", а два другие пустые. Делает он это несколько раз с каждым ящиком, мне уже становится смешно.

- Сменщик забрал!
- Ну, я понял. От меня ты что хочешь тогда?
- Ладно, давай оставляй и можешь ехать! (неопределенно машет рукой в сторону стола)
- Что оставлять?
- Эээ... Ты что, не понимаешь, что ли? Сейчас протокол писать буду!
- Ну хорошо, я не против!
- Тебе оно надо вообще? Давай оставляй и свободен!
- Что оставлять? :))))))))
- Эээ...


И так несколько раз по кругу. В итоге через полчаса беседы мы пришли к соглашению, что он, начальник службы, хороший и добрый памирец, поэтому он нас отпускает просто так, а вот если бы мы попались его сменщику - тут бы наша экспедиция и закончилась... А сегодня нам просто нереально повезло и мы можем ехать дальше.

Финальный аккорд - проверка регистрации, сдача разрешений на посещение Горного Бадахшана, выездные штампы в паспортах - и можем ехать дальше. Машину никто не смотрел, Юля из Дэфа вообще не выходила. Общее время прохождения границы - меньше часа, из них примерно 20 минут ушло на болтовню с "начальником важной службы".


Подводя итоги.

Горняшка?
Практически не беспокоила, видимо, благодаря акклиматизационному подъему к буддийскому монастырю. Во время первой ночевки на высоте (озеро Зоркуль, 4155м) немного болела голова и снились "психоделические цветные сны", причем обоим. В общем-то, все. На следующий день решился на смелый эксперимент по дегустации крепкого алкоголя в высокогорных условиях - эксперимент завершился удачно, все прошло в штатном режиме. :)

Сколько надо дней, чтобы увидеть Памир?
Если никуда не спешить и устраивать дневки в красивых местах, то я бы сказал, что в идеале - месяц. Из них 10 дней на дорогу и три недели на страну. Если двигаться в обычном экспедиционном темпе с парой-тройкой дневок - то три недели.

У нас дорога до границы Узбекистана заняла пять дней (хотя могли уложиться в четыре), потом день на прохождение четырех таможенных пунктов и еще двадцать дней по стране, с 22 июля по 10 августа включительно.

Быстрее, как мне кажется, будет уже не то - вечная спешка и нервы, что отстаешь от графика. Это наше мнение применительно к нашей команде. Знаю экипажи, которые рулят посменно и предпочитают ночные перегоны. Тут уж каждому свое, как говорится.

Каков бюджет?
У нас вся поездка Таджикистан-Киргизия длилась 61 день. Пробег 15000 километров, сожгли 1800 литров солярки, затратив на это 70 000 рублей. Из них 4000 километров пришлось на Киргизию. Таким образом, именно на Памир по топливу я бы закладывал примерно 45 - 50 тысяч рублей, километраж - чуть меньше 11 000, из них 2800 по Таджикистану. Все остальное - еда, гостиницы и прочее - это уже сугубо индивидуально.

Не страшно было?
Вообще ни капельки. Люди очень добрые и отзывчивые, в случае любого ЧП тебе придут на помощь. Самым "диким" местом на маршруте было озеро Зоркуль в погранзоне, во всех остальных местах мы так или иначе кого-то встречали, если не в один день, так на следующий. Туристов в тех краях также достаточно много, из них подавляющее большинство составляют иностранцы (Европа, США).

Планируем ли вернуться туда снова?
Обязательно. Памир - это суровые и безжизненные края, где живут потрясающие по доброте своей люди. Таджикистан очень красивая страна, и многое там мы еще не посмотрели. Сейчас прошло уже больше трех месяцев с момента, когда была сделана эта фотография. И с каждым днем все больше убеждаюсь, что очень хочется вернуться к тем вершинам. Туда, где жизнь настоящая.



Уххх, асилил! :) На подготовку этого поста я потратил четыре дня и очень надеюсь, что он окажется полезным для тех людей, которые захотят увидеть эти места собственными глазами. Ну а те, кто там уже побывал, возможно, откроют для себя какие-то новые места. Если появятся какие-то вопросы - задавайте, я дополню этот пост.

Ссылка на архив с треками:
https://yadi.sk/d/CV34F3GCkW3kf

Как вы уже догадались, в ближайшее время вас ждет серия рассказов о нашем большом путешествии по Азии. Не переключайтесь!

Особая благодарность:

За техническую поддержку, а также за предоставленную возможность осуществления аэросъемки мы благодарим нашего партнера "Клубный автотехцентр ТСМ Моторс"!

За обеспечение спутниковой нас спутниковой связью (а наших родных - спокойствием), которая работает в любой точке мира, а также за подготовку сопроводительных документов, которые в прямом и переносном смысле "открывали двери" для нашей экспедиции огромное спасибо компании "Экспедиция Телеком"!

И, конечно же, отдельная благодарность компании "Triffid Trucks" - жилой модуль их производства успешно прошел непростое испытание горными дорогами и бездорожьем!


Posts from This Journal by “2015 Памир” Tag

  • Памирский Тракт — Сводный пост

    Итоговый пост о нашей поездке по самой высокогорной дороге бывшего СССР в июле-августе 2015 года. Перечень записей: 1. Дорога в Таджикистан…

  • До свидания, Памир - Таймлапс

    Хотите немного красоты хмурым пятничным вечером? Она есть в этом блоге! :) Таджикистан, Памир, Август 2015 года. Высокие горы, суровые и…

  • До свидания, Памир!

    Ну что же, вот и подошла очередь заключительной части рассказа про наше большое путешествие по Таджикистану. 1. Попрощавшись с ребятами на Оке, мы…

  • Озеро Каракуль

    Предыдущая часть рассказа о нашем большом путешествии закончилась на том, что мы по темноте доехали до озера Каракуль и встали на самом берегу. В…

  • Озёра Спокойствия - Таймлапс

    Что же, вот и готово очередное красивое видео из нашей поездки по Памирскому тракту. Невероятной красоты горные озёра и полное отсутствие людей…

  • Звёзды на Крыше Мира — Часть 3

    Заключительная часть фотоподборки звёздного неба в горах Таджикистана. Мало слов, много кадров. 1. Озеро Болункуль. На дальнем берегу виднеются…

  • Звёзды на Крыше Мира — Часть 2

    Продолжение нашего рассказа о нереальном звёздном небе в горах далекого Таджикистана... 2. Каждый вечер мы вставали на лагерь в разных местах.…

  • Звёзды на Крыше Мира — Часть 1

    Нереальной красоты звёздное небо вдалеке от цивилизации. То, из-за чего мы и отправляемся в дальние путешествия. 2. Иногда звёзд на небе не видно…

  • Ак-Байтал с высоты и звездопад

    Перевал Ак-Байтал был самой высокой точкой нашего путешествия. 4655 метров над уровнем моря, так высоко мы еще ни разу не поднимались. И хотя на…


Отличные фотки!
Кстати, памирцы себя не считают таджиками, они - памирцы.

Спасибо!
Вот, кстати, да. Возле первой крепости к нам подъехал УАЗ с местными. Здоров друг - как дела - как сам. А дальше я им говорю:
- Таджикистан очень красивый!
- Нет, брат, Бадахшан красивый!
Так что, судя по всему, так оно и есть. Ну и, конечно, ГБАО кардинально отличается от остальной части страны.

Спасибище огромное! Очень понравилось!)

Всегда пожалуйста!

Еееее! Класс! Жду подробностей и фотографий:) П.С. Скинь, пожалуйста, картинку с Ак-Байталом поближе, интересно, наклейка наша осталась или нет)

Спасибо! Надеюсь, скоро все будет!
Такой кроп пойдет?
https://fotki.yandex.ru/next/users/frantsouzovdenis/album/497306/view/1382748

Нереально крутой пост-инструкция ещё и с отличными фотографиями! Сам конечно туда наверное не поеду, но буду тихонько надеяться)))

Спасибо! В своей инструкции как раз постарался расставить все по полочкам. Кучу вечеров убил на это! :)

Однозначно в избранное :)

Буду рад, если пригодится!

Да, в Таджикистане они действительно прекрасны!

Спасибо за этот труд! Фотографии с дрона бесподобны! Вы молодцы!

Всегда пожалуйста!

прочитала на одном дыхании - супер-путешествие!

Ну это все в сильно концентрированном виде пока что. Дальше будет подробнее и в деталях.

не пост, а энциклопедия знаний)

Надеюсь, кому-то он пригодится! Я на него кучу вечеров потратил! :)

Спасибо за потрясающий труд!

Всегда пожалуйста!

Супер! С огромным удовольствием окунусь в подробности!

Спасибо большое! Надеюсь, что пригодится!

Это просто нереально круто!

Самим очень хочется вернуться в те края...

(Deleted comment)
Таджикистан - очень интересная страна!

Какая, все таки красивая у нас планета...

Есть такое дело! И как мало еще мы видели этой красоты!

Вот все хорошо в Таджикистане, только через Узбекистан (и Казахстан) ехать ну совсем не хочется.

Можно самолетом в Душанбе, оттуда маршруткой в Хорог и там нанимать машину с гидом. Можно поехать через Киргизию, но надо узнавать, каким образом получаются пропуска и разрешения в Мургабе.

?

Log in

No account? Create an account